Что такое РАС, симптомы у детей и взрослых

Сохранить, чтобы прочитать позже

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это общее название для группы состояний, при которых человек испытывает трудности с социальным взаимодействием. По данным Всемирной организации здравоохранения, 1 ребенок из 100 рождается с аутизмом. Расстройство может быть легкой, средней и тяжелой степени тяжести, встречается у девочек и у мальчиков. Рассмотрим подробнее симптомы РАС у взрослых и детей.

Что такое расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это особенность развития нервной системы, при которой у человека слабо развиты социальные навыки. У него есть потребность в общении, но ему сложно строить отношения. А также наблюдаются повторяющиеся и однотипные модели поведения, зацикленность на конкретном интересе или деятельности. Про такого человека можно сказать, что он живет в своем мире, на своей волне.

РАС — это, скорее, даже не расстройство в значении заболевания, а иначе работающая нервная система и мозг. Нейротипичные люди — у которых нервная система функционирует типичным образом — рождаются с талантом к социальному взаимодействию, они легко усваивают нормы и правила. Люди с РАС усваивают нормы социального взаимодействия примерно так же, как левши учатся писать правой рукой — с трудом и допуская много ошибок. Кто-то научается и почти не отличим от нейротипичных сверстников, кому-то так и не удается наладить полноценный контакт с социумом, и каждый шаг дается с трудом, большим усилием и колоссальной нагрузкой на психику

Морозова Ольга Александровна

В МКБ-10 этого диагноза нет. Вместо РАС описана группа «Общие расстройства психологического развития»: детский аутизм, атипичный аутизм, синдромы Аспергера и Ретта. В эту же группу входят детские психозы, умственная отсталость, шизоидное расстройство у детей.

В 2019 году была принята новая классификация болезней МКБ-11, в ней РАС выделено в отдельную группу и представлено как особенность развития нервной системы. Описаны типы РАС по дополнительным характеристикам:

  • без нарушений интеллектуального развития и с легкими речевыми нарушениями или без них;
  • с нарушением интеллектуального развития и с легкими речевыми нарушениями или без них;
  • без нарушений интеллектуального развития и с речевыми нарушениями;
  • с нарушением интеллектуального и речевого развития;
  • с нарушением интеллектуального развития и отсутствием речи.

Такой подход больше соответствует действительности и опирается на современные психологические исследования и открытия. В России сейчас переход на МКБ-11 приостановлен, поэтому психиатры и клинические психологи, работающие с аутизмом, обязаны в официальных документах писать коды и названия из МКБ-10. Но это не мешает специалистам разговаривать с клиентами на современном языке. В этой статье мы тоже будем опираться на актуальные научные исследования, термины и диагностические критерии.

РАС: признаки и симптомы у детей и взрослых

Причины РАС до конца не изучены, но считается, что большую роль играет генетика. А также воздействие негативных факторов во время беременности: стрессов, неполноценного питания, инфекций, отравлений, алкоголизма и наркомании. Аномальное развитие нервной системы ребенка может быть связано с избытком или дефицитом фолиевой кислоты, цинка, железа, витамина D и омега-3.

Расстройство не может возникнуть во взрослом возрасте, но некоторые люди только во взрослом возрасте узнают о своей особенности.

Симптомы РАС у взрослых

Признаки аутизма могут проявляться по-разному— каждый сейчас уникален. Мы рассмотрим самые распространенные симптомы — при диагнозе РАС взрослый человек:

  • Избегает контакта глазами — смотрит в сторону даже при общении один на один.
  • Не понимает намеков, прямолинейный и понимает окружающих буквально. Не считывает иронию, сарказм, флирт.
  • Не проявляет эмпатию. Вы можете излить человеку душу, плакать и ждать поддержки, а он ответит: «Ясно. Пойду поем». Он не жестокий, просто в нем нет опции сопереживания. При этом человек умеет чувствовать эмоции и может проявлять их очень ярко: кричать, плакать, громко смеяться.
  • Любит порядок, правила, предсказуемость и плохо адаптируется к малейшим изменениям в жизни.
  • Склонен к ритуалам: например, раскладывает вещи на столе в определенном порядке.
  • Одержим одним интересом, предметом или стимулом — например, может слушать одну и ту же песню по кругу. Зацикленность может быть на чем угодно.
  • Отличается повышенной чувствительностью. Она может переходить в ненависть или сильную любовь к конкретным запахам, блюдам, видам ткани. Гиперчувствительность может быть на уровне звуков, света, температуры, тактильных ощущений, текстуры.
  • Неконтролируемо повторяет фразы или слова другого человека (эхолалия).

Симптомы РАС у детей

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем людям, которые осуществляют уход за младенцем, отсутствие зрительного контакта и других проявлений. При этом некоторые дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом их поведение меняется — они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Морозова Ольга Александровна

При диагнозе РАС у детей могут быть такие симптомы:

  • ребенок не улыбается и не выражает радость, всегда «серьезный» или отстраненный;
  • не реагирует на взрослых, их улыбку и попытки установить контакт;
  • не реагирует на свое имя;
  • не просится на руки;
  • не говорит (или нет характерного для возраста «агуканья»);
  • когда интересуется чем-то, может взять взрослого за руку и его пальцем указать на предмет или привести к нужному предмету, но не называет его;
  • повторяет определенные движения (стереотипии, стиминг), например, ходит на цыпочках, покачивается всем телом или странно жестикулирует руками;
  • не любит прикосновения, объятия, поцелуи.

Взрослые могут называть таких детей непослушными и трудными. Однако ребенок убегает на улице, всю ночь не спит и кричит, бросает еду не потому, что вредничает, а потому, что так работает его мозг. РАС связан со спецификой строения и функционирования мозга. По большому счету любые особенности поведения, например, покачивания всем телом, крик или отстраненность — это защитные реакции. Так мозг пытается справиться со стрессом, которого для человека с РАС в окружающем мире очень много.

Рождаясь, ребенок не знает о своей особенности. Взрослея, знакомясь со сверстниками, поступая в детский сад и школу, он может начать воспринимать себя «не таким, как все», «чужим», «неправильным». Обычно это ощущение сохраняется и во взрослой жизни. «Со мной что-то не так», — может думать человек.

Иногда так думают и окружающие, потому что человек с РАС не будет делать то, что ему неинтересно, даже если так принято в обществе. Светские беседы тоже не для него. В то же время он может строго следовать важным для него формальностям, инструкциям, правилам.

То же касается учебы и работы: человек с РАС может запомнить наизусть любой объем информации, если это интересно, и не может запомнить даже простое, но неинтересное правило. Из-за этого ему бывает сложно освоить школьную программу, получить профильное образование и найти работу. Но если человек занимается тем, что ему интересно, то может часами концентрироваться на задаче, быть продуктивным и достигать хороших результатов.

Такт, этика, субординация — это не про людей с РАС. Они очень независимые, живут своими «хочу» и «не хочу», «интересно» и «не интересно».

У детей симптомы расстройства выражены сильнее, чем у взрослых. Если в детстве человеку не был поставлен диагноз, то ему приходится самостоятельно адаптироваться, искать свое место в обществе. Тогда он может научиться соответствовать ожиданиям, копировать поведение окружающих.

В зависимости от других индивидуальных особенностей успешность этого пути может быть разной. Кому-то удается превратить свой интерес-одержимость в источник дохода, найти понимающее и поддерживающее окружение и научиться опираться на свои сильные стороны. А кому-то так и не удается «вписаться» в общество. Но это означает только одно: такому человеку нужно больше поддержки и профессиональная помощь. Диагноз — не приговор, с ним можно комфортно жить.

Основные симптомы при диагнозе РАС: проблемы с социальным взаимодействием, стереотипное поведение, повторяющиеся действия и интерес-одержимость. Других проявлений может не быть.

Диагностика РАС

Диагностировать аутизм можно в любом возрасте. Но чем старше человек, тем это сложнее, потому что особенности развития могут быть скомпенсированы, а также могут наложиться другие расстройства. Например, исследования показывают, что РАС часто сочетается с тревожным, обсессивно-компульсивным, оппозиционно-вызывающим расстройством и расстройством настроения. Также взрослые люди с РАС могут пытаться усилить социальные навыки при помощи алкоголя, что чревато развитием зависимости.

При диагностике РАС важно убедиться, что дело не в застенчивости, психотравмах или других проблемах, мешающих взаимодействовать с обществом. Поэтому диагностикой и лечением должен заниматься клинический психолог или психиатр. Но в качестве самодиагностики и перед консультацией специалиста можно использовать тесты.

Тесты для взрослых:

  • Коэффициент аутистического спектра (Autism Spectrum Quotient, AQ)
  • Шкала расстройств аутистического спектра Ритво (Ritvo Autism Asperger Diagnostic Scale, RAADS-R)

Тесты для детей:

  • От 1,4 до 2,5 лет — Модифицированный опросник по аутизму у детей (Modified Checklist for Autism in Toddlers, M-CHAT-R)
  • От 2 до 4 лет — Рейтинговая шкала аутизма у детей (CARS)
  • От 5 до 10 лет — Тест спектра детского аутизма (Childhood Autism Spectrum Test, CAST)
  • От 6 до 16 лет — Скрининговый опросник аутистического спектра (ASSQ)

Больше тестов, полезной информации и историй людей с РАС можно найти на сайте Autistic City. Там же можно стать участником группы поддержки в Москве.

Важно помнить, что тесты не заменяют консультацию специалиста, а их результат — это всего лишь ориентир. Независимо от результата тестов, если человек подозревает РАС у себя или близкого, стоит обратиться к специалисту. Он проведет полноценную диагностику и при необходимости подберет план терапии. Подробнее о лечении расстройства аутистического спектра читайте в нашей статье «Как может помочь психолог ребенку с РАС и его семье».

Возникли вопросы
Оставьте свои контакты, и мы вам перезвоним
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных .
Узнайте больше об обучении
Заполните форму и получите консультацию специалиста института
Специалисты по организации приема
1
Анна Павлова
Специалист
3
Юлия Завьялова
Специалист
2
Юлия Андреева
Специалист
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных .

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe