Практический психолог и арт-терапевт — обучение с нуля







Самое важное о программе
- Видеолекции и конспекты с академической базой с учетом требований ФГОС высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология») и профстандарта «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 682н)
- Индивидуальные и групповые практические задания
- Тридцать онлайн-консультаций с преподавателями: ответы на вопросы и практика по арт-терапевтическим техникам
- Две личные консультации с опытным психологом в русле арт-терапии для проработки сложностей, которые могут стать помехой в работе
- Индивидуальная супервизия с экологичной обратной связью от опытного эксперта по вашей работе
- Групповая супервизия с отработкой навыков проведения арт-терапевтических сессий с напарником
- Психологический практикум для отработки навыков по каждому этапу консультирования клиентов
- Художественный практикум для экспериментирования с разными арт-материалами и модальностями
- Практикум по организации и проведению арт-терапевтической сессии для проведения работы с реальным клиентом и получения обратной связи по ней от эксперта

- Обучение продвижению и развитию личного бренда для помогающих специалистов, карьерные консультации
- Онлайн-вебинары с экспертами и выдачей сертификатов
- Более 2000 записей вебинаров с разборами психологических направлений и инструментов
- Списки дополнительной литературы от преподавател
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 15 месяцев
- 1565 ак. часов
- 8 учебных часов в неделю
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.

Техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».

Решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.

Исследование рефлекторных реакций человека.

Чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
- Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
- Представление о сенсорных системах.
- Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
- Что изучает психофизиология.
- Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
- Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
- Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.

Исследование типа темперамента.

Как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
- Что изучает психология.
- Что такое психика.
- Психология поведения и деятельности человека.
- Как устроены ощущение и восприятие.
- Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

Психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.

Самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
- Возрастная психология: с чем мы рождаемся и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
- Разные подходы в определении возраста и его особенностей. Возрастные периодизации.
- Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
- Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
- Как проходит молодость и ранняя взрослость.
- С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.

Исследования своего переживания возраста.

Самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
- Что изучает дифференциальная психология?
- Понятия индивид, индивидуальность, личность; какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
- Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия? Типологии и психодиагностика.
- Что является основой способностей и условием их развития?
- От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
- Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?

В формате форума обсуждение на тему: «Мои индивидуальные особенности или Чем я отличаюсь от других»?

Самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом консультантом.
- Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
- Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
- Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности.
- Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
- Как рассматривается личность в отечественных теориях.

Анализ защитных механизмов в теории психоанализа.

Анализ типов личности по Э. Фромму и социальных потребностей по К. Хорни.
- О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
- Как происходит общение и возникают конфликты?
- Какие особенности есть у больших и малых групп.
- Как протекают групповые процессы?
- Место личности в социальных процессах.

Обсуждение: «Человек - существо социальное. Что это значит?»

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Какие задачи решают организационная психология и психология управления?
- Представление об организации как социальной среде.
- Особенности использования власти и мотивации персонала.
- Организационная культура: из чего она состоит и зачем нужна?
- Социально-психологический климат организации.
- Поведение персонала в организации, образование групп.
- Лидерство в организации.

Дискуссия о роли психологических знаний в принятии управленческих решений.

Оценка социально-психологического климата в организации, разграничение понятий «власть» и «лидерство».
- Что изучает клиническая психология?
- Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
- Внутренняя картина болезни.
- Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
- Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
- Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.

Дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.

Оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
- Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
- Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
- Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
- Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
- Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
- Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
- Как эффективно провести переговорный процесс.
- Медиация и роль посредника в переговорах.
- Как урегулировать конфликт?

Решение задач по конфликтологии.

Составление презентации плана проведения процесса медиации.
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.

Нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.

Изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
- Семья с детьми, какая она?
- Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
- Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
- Конфликты между родителями и детьми.
- Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
- Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
- Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
- Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.

Просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.

Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.

Составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.

Подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.

Проективная методика на тему «Путешествие по символам».

Самооценка психических состояний и анализ результатов.
- Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.

Проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».

Формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.

Анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.

Работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
- Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
- Какие бывают тренинги.
- Из чего состоит тренинги как лучше разработать его программу.
- Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.
- Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
- В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?

Создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.

Разработка сценария тренинга.
- Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
- Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
- Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
- Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
- Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
- Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.

Анализ актуальности запроса слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
- Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
- Корни арт-терапии и мировая культура. Арт-терапия в широком и узком значениях. Использование ритуалов и традиций древних славян в современной арт-терапии. Символообразование. Мандалы в арт-терапии. Применение искусства Китая и Японии в арт-терапии. Искусство — язык познания мира.
- Теоретические и методологические основы арт-терапии. Подходы к арт-терапии. Направления психотерапевтической практики в рамках арт-терапии.
- Базовые понятия и принципы арт-терапии. Понятие «символа». Понятие «метафоричности». Понятие «триадичности». Понятие «ресурсности». Понятие «контейнирования». Понятие «рабочего альянса». Понятие «эмпатии». Понятие «эстетического отклика». Основные концепции арт-терапевтического процесса. Принципы арт-терапевтического процесса.
- Модели арт-терапии и многообразие направлений. Задачи основных направлений арт-терапии. Модели интерактивной групповой арт-терапии.
- Примеры сессий, роль и позиция арт-терапевта в различных моделях.
- Три основные позиции консультанта по Э. Берну. Различие позиций арт-терапевта в разных подходах.
- Задачи и цели арт-терапевта в юнгианском анализе, пример описания танцевально-двигательной терапии по Кэролин Гранд Фей.
- Описание сессии Н. Роджерс и основные задачи человеко-центрированной терапии экспрессивными искусствами.
- Подход В. Оклендер, сочетание в гештальт- и арт-терапии.
- Использование арт-терапевтических техник в экзистенциальной психотерапии, пример сессии Н.В. Михайловой.
- Особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами, пример из практики В. Сидоровой.
- История возникновения и развития арт-терапии.
- Процесс арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса. Сущность арт-терапевтического процесса. Оценка особенностей клиента. Оценка конечных результатов арт-терапии.
- Характеристики арт-терапевтической среды. Организация и оснащение среды. «Игровое пространство» среды. «Недирективность среды» или пространство «творческой арены».
- Сфера практического применения арт-терапии в современном обществе. Применение арт-терапии в психодиагностике и психотерапии. Арт-терапия в психокоррекционной работе, клинической и реабилитационной сферах. Арт-терапевтический подход в педагогике. Применение арт-терапевтических техник в организационной психологии и коучинге.

Освоение техники «Мое настроение» (изотерапия) и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.

Составление собственного арт-терапевтического «словаря».
- Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
- Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
- Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
- Особенности и формы работы с природными материалами. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
- Ландшафтная терапия, ленд-арт и реди-мейд.
- Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
- Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
- Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
- Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением. Возможности перформанс в арт-терапии.
- Понятие «рамки» в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
- Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
- Арт-терапия в образовании, здравоохранении, организациях.
- Подготовительный этап работы в арт-терапии.
- Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевта.
- Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
- Варианты стартового набора арт-материалов.
- Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.

Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
- Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
- Техника «Мое настроение».
- Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
- Техника «Звезда чувств» («Колесо чувств»).
- Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
- Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
- Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
- Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
- Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
- Техника «Каракули» и «Каракули тела».
- Техника «Карта ресурсов».
- Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
- Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет». Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
- Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
- Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
- Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
- Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
- Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
- Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог». Способы работы с арт-объектом.
- Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
- Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.

Проведение техники на реальном клиенте (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
Разработчик дисциплины - Ахмадеева Диана Павловна
- Знакомство с фототерапией.
- Особенности фототерапии, ее цели, задачи и функции.
- Пять типов техник фототерапии Джуди Вайзер.
- Возможности сочетания арт-терапии и фототерапии.
- Метод Сины Фрост «Соул-коллаж».
- Эко-арт-терапия и ландшафтная арт-терапия как ресурсные методы.
- Возможности использования куклотерапии.
- Традиционные и инновационные направления и подходы в арт-терапии.
- Многообразие инновационных направлений.

Освоение инновационных методов арт-терапии. Практическое освоение техники фототерапии «Ландшафты моей души», техники эко-арт-терапии «Гуляя по прекрасной земле», техники создания соул-карт с помощью соул-коллажа

Создание «Мандалы из природных материалов».
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
- Преимущества использования песочных техник.
- Основные принципы работы с песком.
- Роль специалиста в процессе песочной терапии.
- Стадии процесса песочной терапии.
- Сказкотерапия как психологический метод.
- История возникновения данного метода.
- Понятие и основные черты сказкотерапии.
- Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
- Принципы комплексной сказкотерапии.
- Правила чтения и схема обсуждения сказок.
- Поиск основных идей сказки, мотивов поступков и способов преодоления трудностей.
- Образы и символы в сказках.
- Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
- Структура сказкотерапевтического занятия.
- Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
- Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
- Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления.
- Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
- Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
- Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
- Техники, которые могут использоваться в терапии.
- Примерная схема построения занятия.
- Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
- Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.

Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
- Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
- Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
- Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие арт-модальности. Четыре базовых механизма терапевтического процесса.
- Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
- Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция Поэзиса. Концепция кристаллизации.
- Эстетический отклик. Эстетическая ответственность. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация. Расширение репертуара игры.
- Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
- Творческая связь. Коллективный резонанс.
- Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
- Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
- Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.
Эстетический отклик часто используется в Интермодальной терапии, позволяя экологично и безоценочно дать обратную связь.

Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов по методике Паоло Книлла. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя.
Что делать после того, как клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
- Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
- Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми?
- Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
- Организация индивидуальной работы с ребенком.
- Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность.
- Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
- Работа с раздражением и злостью у детей. Техника «Вулкан гнева».
- Ресурсные техники в работе с гневом.
- Работа со страхами у детей. Виды детских страхов.
- Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки».
- Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
- Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии.
- Техники «Солнце моих качеств».
- Техника «Похожие предметы».
- Техника «Коллаж».
- Техника «Автопортрет».
- Техника «Я глазами моих родителей».
- Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество. Детская назойливость.
- Упражнение «Апельсины».
- Техника «Тело как сад».
- Арт-терапевтические техники с крупами.
- Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также с проблемами гиперактивности.
- Техника «Фрактальная живопись».
- Техника «Музыкальный ковер».

Практикующий психолог, использующий в своей работе гештальт-подход, арт-терапевт, сертифицированный терапевт выразительными искусствами (Expressive arts therapy), дипломированный ассистент Монтессори-класса
- Профессиональные компетенции с точки зрения этики. Границы профессиональной деятельности.
- Профессиональные компетенции специалистов на примере Латвийской модели арт-терапии.
- Создание и поддержание безопасной атмосферы на групповых занятиях и в индивидуальной практике.
- Личность арт-педагога с точки зрения этики. Качества зрелой личности.
- Трехэтапная модель арт-терапии. Начальный этап арт-терапии. Кабинет арт-терапии. Заключение соглашения между арт-терапевтом и клиентом.
- Классификация целей арт-терапии (по Х. Смейстеру).
- План арт-терапии. Критерии оценивания результатов. Структура сессии арт-терапии. Выбор техник и видов деятельности. Стиль ведения занятий.
- Циклическая модель творческого процесса.
- Циклическая модель терапевтических отношений.
- Этап оценивания и завершения процесса.
- Искусство выстраивания психотерапевтических отношений. Факторы терапевтических отношений. Модель триангулярных отношений в арт-терапии.
- Пространство игры. Факторы художественной экспрессии.
- Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях.
- Сложности в работе арт-педагога/ арт-терапевта.
- Факторы рефлексии и обратной связи.
- Этические и правовые принципы арт-терапии. Виды этического мышления.
- Ответственность арт-терапевта перед клиентом.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к произведению искусства.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к профессии.
- Представление о профессиональном выгорании. Факторы выгорания. Стадии профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания.
- Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?
- Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания.
- Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
- «Четыре целебных снадобья» для арт-терапевта.
- Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова. Способы, связанные с использованием образов.
- Приемы самоподдержки.
- Супервизии.
- Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.

Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
- Особенности работы онлайн: возможности и ограничения, специфика.
- Как создать безопасный терапевтический контейнер в работе онлайн? Психологический контакт онлайн.
- Особенности организации времени и пространства: роль освещения, техники, окружения терапевта.
- Использование классических техник арт-терапии в дистанционном режиме. Особенности организации взаимодействия в группе дистанционно.
- Работа онлайн со взрослыми. Фототерапия, использование графических платформ в индивидуальной и групповой работе онлайн.
- Эко-арт-терапия онлайн: арт-медитации.
- Работа онлайн с детьми. Специфика фигуры арт-терапевта в работе с детьми онлайн (совмещение ролей терапевта, аниматора и др.).
- Эффективные техники интеграции арт-терапии и игротерапии в индивидуальной работе с детьми онлайн.
- Групповая арт-терапия с детьми онлайн. Специфика, организация, мотивационные секреты, основные ошибки и как их преодолеть.
- Как арт-терапевту продвигать себя и свои услуги? Специфика продвижения в помогающих профессиях и почему стандартные схемы не работают.
- Как продвигать себя, не продавая? Как стать видимым. Возможности и способы продвижения в помогающих профессиях.
Состоит из отработки полученных навыков на практике: работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом:
- Практика арт-терапевтических техник. Запись протокола сессии в «Журнал практикума».
- Анализ проведенной работы, написание отчета.
- Супервизия в арт-терапевтическом подходе (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Прохождение 2-ух личных консультаций в русле арт-терапии (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Рефлексивный отчет о пройденной супервизии и консультациях.
- Онлайн-консультация с преподавателем с возможностью задать вопросы и обсудить сложности.
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
- Решение практической задачи.
Записи применения техник
В программу входят 12 видео длительностью от 10 до 60 минут с записями реальной работы с клиентами по применению арт-терапевтических техник:
- «Рисунок по кругу»
- «Групповой рисунок»
- «Вкус детства»
- «Звезда чувств»
- «Метафорический автопортрет»
- «Сказка по картинкам»
- «Трансформация страха»
- «Совместное рисование»
- «Моя планета»
- «Я и моя цель»
- «Парные послания»
- «Карта ресурсов»
- «Солнце моих качеств»
- Фрагменты группового мастер-класса «Музыка камней»
бесплатную консультацию


*Форма обучения заочная. Образовательные программы реализуются с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Кто такой арт-терапевт
Арт-терапевт — это психолог, который на сессиях с клиентами применяет методики арт-терапии для развития, психокоррекции и профилактики. У специалиста должно быть базовое психологическое или медицинское образование: психолог, клинический психолог, психотерапевт.
Арт-терапевт помогает клиенту разобраться с подавленными чувствами, личными кризисами, внутренними конфликтами и другими проблемами с помощью творчества. Использует для психологического консультирования ресурсный потенциал искусства: рисунок, коллаж, глину и пластилин, эко-материалы, движение, поэзию, театральные постановки или перформанс, техники из изотерапии, музыкальной терапии, песочной терапии, сказкотерапии, интермодальной терапии искусствами и другие.
Это программа обучения практической психологии и арт-терапии будет полезна тем, кто:
- Хочет начать карьеру психолога или психолога-консультанта и сразу получить специализацию в популярном направлении.
- Хочет изучить арт-терапию и познакомиться с основами интермодальной терапии искусствами — методикой совмещения разных модальностей искусств в рамках сессии.
- Планирует применять и комбинировать в практике техники арт-терапии.
- Интересуется психологией и арт-терапией для личного развития.
На программе вы:
- Изучите фундаментальные основы психологии, необходимые для работы будущего консультанта. Познакомитесь с разными направлениями.
- Освоите ключевые психологические практики и современные методы работы с клиентами. Познакомитесь с психодиагностикой и востребованными направлениями психотерапии.
- Изучите базовые техники и инструменты различных направлений арт-терапии и терапии искусством.
- Разберетесь в специфике работы с клиентами разных возрастов.
- Узнаете, как продвигать свои услуги.
- Научитесь применять методики арт-терапии в индивидуальной работе со взрослыми клиентами, детьми и подростками.
- Отработаете полученные навыки на практике — вас ждет работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом, обратная связь эксперта.
После обучения сможете вести частную практику или работать практическим психологом со специализацией в арт-терапии, владеющим основами интермодальной терапии искусствами, а также сказкотерапии, песочной и музыкотерапии. Требования к уровню образования и квалификации уточняйте у работодателя.
- страхи, гнев, тревога, вина, обида и другие чувства
- выгорание, нехватка сил и ресурсов
- контакт с собой, самопознание
- снижение стресса и напряжения
- адаптация к сложным ситуациям
- отношения и межличностные конфликты
- внутриличностные конфликты
- самооценка, уверенность в себе
- принятие решений
- И многими другими запросами из сферы отношений, личной и профессиональной самореализации
Как вы будете учиться






- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии


бесплатную консультацию


- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем профессиональном образовании либо справка об обучении из вуза;
- СНИЛС.


Интенсивная практика: 8 онлайн-занятий с группой и экспертами
- новые техники для работы и их применение
- составления маршрута карьерного развития
- групповая интервизия с обратной связью от эксперта
- проработка своих личных границы и установок
Подробности у специалиста по приему





от полной стоимости курса
- Текстовые и видеолекции
- Тестирования
- 30 практических заданий с обратной связью от эксперта
- 30 онлайн-консультаций с преподавателями
- 2 личные консультации в русле арт-терапии
- 1 личная супервизия в русле арт-терапии
- 1 групповая супервизия в русле арт-терапии
- Психологический практикум
- Художественный практикум
- Практикум по организации и проведению арт-терапевтических сессий
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу
- Библиотека вебинаров: 10000+ записей и онлайн вебинары с сертификатами
- 15 месяцев
- 1565 академических часов
Диплом о профпереподготовке с квалификациями
- «Практический психолог»
- «Арт-терапевт»
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
Да, в программу включены 2 личные консультации в русле арт-терапии и 2 супервизии, на которые вы сможете записаться в сервисе консультаций и супервизий института, и пройти их в удобное вам время у понравившегося арт-терапевта. Все арт-терапевты проходят тщательный отбор и имеют большой опыт в проведении арт-терапевтических сессий и супервизий. При желании Вы можете пройти больше сессий, за дополнительную оплату.
Программой предусмотрены 2 супервизии в русле арт-терапии. На индивидуальной супервизии вы сможете обсудить 1 или несколько кейсов работы с клиентами: задать вопросы, уточнить стратегию работы, определиться с пониманием вектора работы с клиентом, обсудить сложности контрпереноса к клиенту и другие вопросы. На групповой супервизии вы проведете с напарником арт-терапевтическую сессию друг на друге и получите мягкую обратную связь от супервизора о ваших опорах, что вышло хорошо, а также получите рекомендации по возможным точкам роста. Подробнее процедура проведения описана в Практикуме.
В рамках наших учебных программ после приобретения курса на ваш баланс автоматически начисляются консультации и супервизии сроком на 30 дней. Их срок действия будет автоматически пролонгироваться каждый месяц до их использования на необходимой по учебному плану дисциплине.