Как помочь детям пройти сепарацию

Сохранить, чтобы прочитать позже

Если в 30 лет человек не может принять решение, не посоветовавшись с мамой, значит, он не прошел сепарацию. Он все еще зависит от родителей и боится отойти от них. Как избежать этого и сделать сепарацию безболезненной для детей и родителей? Отвечаем подробно на все вопросы.

Что означает сепарация в психологии?

Сепарация — постепенный процесс отделения ребенка от родителей. С каждым годом родители предоставляют ребенку все больше свободы и расширяют его зону ответственности, готовятся отпустить во взрослую жизнь. А ребенок учится принимать ответственность, самостоятельно справляться с проблемами и управлять своей жизнью.

Если сепарация пройдена успешно, человек может опираться на свои способности, потребности, возможности и желания, принимать решения и нести ответственность за них и их последствия. Это становится залогом того, что он сможет реализоваться на работе, построить крепкие отношения и чувствовать себя счастливым.

Когда начинается сепарация от родителей?

Сепарация начинается с момента рождения. Сначала ребенок учится ходить, самостоятельно есть, разговаривать, потом идет в детский сад, школу, институт. Так со временем он обретает все новые умения, чтобы стать самостоятельным.

Задача родителей: понимать потребности ребенка на каждом этапе сепарации, поддерживать и подводить к самостоятельному решению новых задач.

Как помочь детям пройти сепарацию

Как проходит сепарация детей от родителей по этапам?

Всего выделяют 5 этапов сепарации.

1. Рождение — физическое отделение от матери

Однако в первый год крайне важно, чтобы мама всегда была рядом, распознавала потребности малыша, обнимала, гладила, успокаивала. Так у него сформируется ощущение глубинного доверия к миру.

2. Период от одного года — функциональное отделение

Ребенок уже чуть меньше зависим от матери и с интересом исследует окружающий мир. Он учится самостоятельно есть, делает первые шаги.

Родителям нужно позволить ребенку изучать свои возможности и не ограничивать его попытки сделать что-то самому: попробовать держать ложку, пить из бутылочки, выбирать себе игрушки.

3. Три года — пространственное и временное отделение

Первый кризис ребенка: «Я сам!» Он уже способен долгое время быть без мамы, идет в детский сад и учится общаться с другими детьми.

В этом возрасте нужно позволить ребенку делать то, что он просит: выбирать одежду или самостоятельно одеваться, даже если это очень долго.

Обращайте внимание на его интересы и предлагайте разные виды занятий, секции, чтобы он смог узнать свои способности.

4. Подростковый возраст (11–14 лет) — эмоциональное и психологическое отделение

Ребенок отдаляется от родителей и обращается во внешний мир. теперь он больше ориентируется на сверстников, учится строить отношения на равных и пытается найти свой путь.

Дополнительная сложность — гормональные изменения, которые усиливают растерянность и обостряют эмоциональные реакции.

Сложно найти общий язык с подростком? Почитайте нашу статью о том, почему возникают конфликты с детьми и как их решать →

Подростку в этот период важно самому выбирать: с кем дружить, какими хобби в свободное время заниматься, к какой профессии готовиться. При этом чувствовать, что родители на его стороне, поддержат в случае неудачи. Так подросток научится самостоятельно принимать решения.

5. Вступление в самостоятельную жизнь (17–22 года) — финансовое и бытовое отделение

Человек в этом возрасте определяется с профессией, пробует подрабатывать и жить отдельно.

Родителям следует поддерживать инициативу подросших детей, верить в их силы. Постепенно перестраивать отношения на формат взрослый–взрослый.

Если какой-то из этапов не был полностью пройден, то человек не обретет истинное ощущение опоры на себя и веры в свои силы. Например, если за ребенка в подростковом возрасте выбрали профессию, то он не почувствует настоящую психологическую свободу. Несмотря на успехи и достижения, он будет постоянно нуждаться в поддержке и одобрении.

Как помочь детям пройти сепарацию

Как проходит сепарация от детей у родителей?

Родители учитывают особенности взросления ребенка и понемногу отходят в сторону. Они смотрят, как ребенок набивает свои «шишки». В случае чего они готовы поддержать и помочь, но не забирают у ребенка ответственность, не решают проблемы за него.

Если вы чувствуете, что на одном из этапов произошла задержка, постепенно добавляйте новые зоны ответственности для ребенка, давайте задания, с которыми он справится. Например, прибираться в своей комнате или помогать с домашними делами. Поддерживайте, если что-то не получается, но не делайте за него. Вводите новые действия в привычку, чтобы ребенок закреплял новый опыт.

Подростку помогайте формировать свое мнение: предложите ему самостоятельно придумать подарок от семьи для бабушки, выбрать мебель для своей комнаты или пойти в новую секцию.

Ребенок взрослеет, только если ему дали право делать выбор, ошибаться и нести ответственность за последствия. Задача родителей — эмоционально поддерживать и показывать, что пробовать и ошибаться не страшно, и для каждой ситуации найдется решение.

При этом не старайтесь все сделать идеально. Берегите себя и отдыхайте, занимайтесь любимыми делами. Уделяйте внимание своему партнеру и не бойтесь просить о помощи. Для ребенка важно видеть своих родителей счастливыми — так он чувствует любовь и безопасность в семье, растет открытым и добрым.

Сепарация детей от родителей — это естественный процесс, в результате которого дети выбирают свой жизненный путь и становятся полностью самостоятельными: в психологическом, ментальном и материальном плане.

Бывает, что процесс не завершен. Взрослый человек все еще живет с родителями или зависит от них материально. Ему трудно строить отношения или в собственной семье он продолжает больше полагаться на родителей, а не супруга. Как завершить сепарацию во взрослом возрасте, мы рассказали в статье «Сепарация от родителей: почему это важно».

Полезные книги для родителей и детей:

  • Петрановская Л. «Все-все-все о воспитании детей» — практические советы по воспитанию детей, преодолению кризисов и роли родителей на пути взросления детей.
  • Эшнер Л. Майерсон М. «Когда родители любят слишком сильно. Как помочь родителям и детям жить своей, а не чужой жизнью» — книга для родителей, которые чрезмерно опекают своих детей, и взрослых, которые страдают от последствий такой нездоровой привязанности в отношениях со своими родителями.
  • Эльячефф К., Эйниш Н. «Дочки-матери. 3-й лишний?» — в книге рассмотрены взаимоотношений матери с дочерьми на примерах классической и современной литературы, известных фильмов.
  • Аверкиева В. «Свой путь. Дневник сепарации с родителями. Версия для отпускающего родителя» — дневник для родителей детей от 14 лет. Поможет развернуться в сторону своей жизни, наполнить ее, оставаясь в контакте с ребенком.
  • Аверкиева В. «Дневник сепарации “Свой путь” для взрослого ребенка» — дневник для людей разного возраста, помогает бережно и с заботой о себе пройти процесс сепарации от родителей, найти опору в себе и смело двигаться в самостоятельную жизнь.
Возникли вопросы
Оставьте свои контакты, и мы вам перезвоним
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных .
Узнайте больше об обучении
Заполните форму и получите консультацию специалиста института
Специалисты по организации приема
1
Анна Павлова
Специалист
3
Юлия Завьялова
Специалист
2
Юлия Андреева
Специалист
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных .

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe