Если в 30 лет человек не может принять решение, не посоветовавшись с мамой, значит, он не прошел сепарацию. Он все еще зависит от родителей и боится отойти от них. Как избежать этого и сделать сепарацию безболезненной для детей и родителей? Отвечаем подробно на все вопросы.
Читайте в статье:
Сепарация — постепенный процесс отделения ребенка от родителей. С каждым годом родители предоставляют ребенку все больше свободы и расширяют его зону ответственности, готовятся отпустить во взрослую жизнь. А ребенок учится принимать ответственность, самостоятельно справляться с проблемами и управлять своей жизнью.
Если сепарация пройдена успешно, человек может опираться на свои способности, потребности, возможности и желания, принимать решения и нести ответственность за них и их последствия. Это становится залогом того, что он сможет реализоваться на работе, построить крепкие отношения и чувствовать себя счастливым.
Сепарация начинается с момента рождения. Сначала ребенок учится ходить, самостоятельно есть, разговаривать, потом идет в детский сад, школу, институт. Так со временем он обретает все новые умения, чтобы стать самостоятельным.
Задача родителей: понимать потребности ребенка на каждом этапе сепарации, поддерживать и подводить к самостоятельному решению новых задач.
Всего выделяют 5 этапов сепарации.
1. Рождение — физическое отделение от матери
Однако в первый год крайне важно, чтобы мама всегда была рядом, распознавала потребности малыша, обнимала, гладила, успокаивала. Так у него сформируется ощущение глубинного доверия к миру.
2. Период от одного года — функциональное отделение
Ребенок уже чуть меньше зависим от матери и с интересом исследует окружающий мир. Он учится самостоятельно есть, делает первые шаги.
Родителям нужно позволить ребенку изучать свои возможности и не ограничивать его попытки сделать что-то самому: попробовать держать ложку, пить из бутылочки, выбирать себе игрушки.
3. Три года — пространственное и временное отделение
Первый кризис ребенка: «Я сам!» Он уже способен долгое время быть без мамы, идет в детский сад и учится общаться с другими детьми.
В этом возрасте нужно позволить ребенку делать то, что он просит: выбирать одежду или самостоятельно одеваться, даже если это очень долго.
Обращайте внимание на его интересы и предлагайте разные виды занятий, секции, чтобы он смог узнать свои способности.
4. Подростковый возраст (11–14 лет) — эмоциональное и психологическое отделение
Ребенок отдаляется от родителей и обращается во внешний мир. теперь он больше ориентируется на сверстников, учится строить отношения на равных и пытается найти свой путь.
Дополнительная сложность — гормональные изменения, которые усиливают растерянность и обостряют эмоциональные реакции.
Подростку в этот период важно самому выбирать: с кем дружить, какими хобби в свободное время заниматься, к какой профессии готовиться. При этом чувствовать, что родители на его стороне, поддержат в случае неудачи. Так подросток научится самостоятельно принимать решения.
5. Вступление в самостоятельную жизнь (17–22 года) — финансовое и бытовое отделение
Человек в этом возрасте определяется с профессией, пробует подрабатывать и жить отдельно.
Родителям следует поддерживать инициативу подросших детей, верить в их силы. Постепенно перестраивать отношения на формат взрослый–взрослый.
Если какой-то из этапов не был полностью пройден, то человек не обретет истинное ощущение опоры на себя и веры в свои силы. Например, если за ребенка в подростковом возрасте выбрали профессию, то он не почувствует настоящую психологическую свободу. Несмотря на успехи и достижения, он будет постоянно нуждаться в поддержке и одобрении.
Родители учитывают особенности взросления ребенка и понемногу отходят в сторону. Они смотрят, как ребенок набивает свои «шишки». В случае чего они готовы поддержать и помочь, но не забирают у ребенка ответственность, не решают проблемы за него.
Если вы чувствуете, что на одном из этапов произошла задержка, постепенно добавляйте новые зоны ответственности для ребенка, давайте задания, с которыми он справится. Например, прибираться в своей комнате или помогать с домашними делами. Поддерживайте, если что-то не получается, но не делайте за него. Вводите новые действия в привычку, чтобы ребенок закреплял новый опыт.
Подростку помогайте формировать свое мнение: предложите ему самостоятельно придумать подарок от семьи для бабушки, выбрать мебель для своей комнаты или пойти в новую секцию.
Ребенок взрослеет, только если ему дали право делать выбор, ошибаться и нести ответственность за последствия. Задача родителей — эмоционально поддерживать и показывать, что пробовать и ошибаться не страшно, и для каждой ситуации найдется решение.
При этом не старайтесь все сделать идеально. Берегите себя и отдыхайте, занимайтесь любимыми делами. Уделяйте внимание своему партнеру и не бойтесь просить о помощи. Для ребенка важно видеть своих родителей счастливыми — так он чувствует любовь и безопасность в семье, растет открытым и добрым.
Сепарация детей от родителей — это естественный процесс, в результате которого дети выбирают свой жизненный путь и становятся полностью самостоятельными: в психологическом, ментальном и материальном плане.
Бывает, что процесс не завершен. Взрослый человек все еще живет с родителями или зависит от них материально. Ему трудно строить отношения или в собственной семье он продолжает больше полагаться на родителей, а не супруга. Как завершить сепарацию во взрослом возрасте, мы рассказали в статье «Сепарация от родителей: почему это важно».
Полезные книги для родителей и детей:
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe