Мы подготовили три материала о школьной травле вместе с Екатериной Зеличенко, экспертом программы ТравлиNet — проекта, который помогает создавать психологически безопасную атмосферу в школах и других в образовательных организациях. Все материалы читайте в нашем блоге по тегу «буллинг».
Список рекомендаций по теме буллинга в школе: как можно бороться, чего лучше не делать. На них могут опираться психологи, работающие с жертвами школьной травли, а также родители, чьи дети оказались в этой роли.
✅ Ребенку, который столкнулся с проблемой травли в школе, важно:
✅ Важно проговорить: если у ребенка есть мысли о мести, то в поисках возмездия он будет вовлекаться в неприятное взаимодействие и сосредотачиваться на негативных переживаниях. Лучше уделять внимание своим интересам. При этом важно, чтобы ситуация травли была взята под контроль взрослыми.
✅ Подчеркнуть, что обидные слова, которые произносят агрессоры — это их способ обратить внимание на промахи других людей, чтобы никто не заметил их собственных.
✅ Сделать акцент на том, что на месте жертвы мог оказаться кто угодно. Проблема не в жертве, а в том, кто является агрессором. Иногда обидчик пытается повысить свой статус «нездоровым» способом, унижая другого и отыгрываясь за свои обиды. Иногда он пытается развлечься, не умея занять себя по-другому.
✅ Сказать ребенку или подростку, что обидчики ждут от него реакции. Юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшее нападение. Если он будет выглядеть спокойным, буллеры, не получив желаемого, начнут отступать. Понимая механизм травли и зная, как бороться с ней, ребенок чувствует себя увереннее.
✅ Посоветовать говорить иногда с самим собой. Внутренний диалог — хороший ресурс принятия решений, самоуспокоения и придания себе большей уверенности. Иногда полезно бывает записывать некоторые идеи, которые приходят в голову.
Вот как может выглядеть план ориентированного на решение разговора с самим собой:
✅ Потренировать возможные варианты противостояния обидчикам:
✅ Помочь отнестись к ситуациям травли безлично. Как к некой «плохой привычке», которая есть у некоторых людей и которую им придется преодолеть.
✅ Признать, что буллинг травмирует и жертве нужно время, чтобы прийти в себя.
✅ Научить распознавать собственные эмоции. Узнавание и называние эмоций снижает интенсивность их проживания в моменте, помогает действовать более рассудительно.
✅ Обсудить, какие техники совладания с проблемными ситуациями обычно использует ребенок. Это может быть покупка приятных мелочей, сладкого, разговор с близкими или друзьями, техники саморегуляции (музыка, медитации). Подумать о новых способах, например, самовыражении в творчестве — нарисовать что-то, написвть стихотворение, сделать украшение, одежду. Прожить тяжесть момента помогает банальная уборка, изменение окружающего пространства. Чистота вокруг помогает избавиться и от ненужных мыслей.
✅ Рассказать о возможности ведения дневника хороших вещей, которые случаются в течение дня. Если ребенок будет это делать, то быстро заметит, что буллинг не происходит постоянно, и вообще это не единственное, что происходит в жизни.
✅ Строить планы будущего. Подумать, каких целей хотел бы добиться подросток, какие для этого нужно решать задачи и какие действия можно совершить прямо сейчас, чтобы приблизить достижение этих целей.
✅ Если есть уверенность, что взрослые не будут занимать обвиняющую или назидательную позицию, а смогут поддержать, можно предложить поговорить с родственниками и близкими людьми о том, как они вели себя, когда у них были проблемы в школе.
Что делать психологу:
Что делать родителям для профилактики травли детей в школе:
Главная психологическая потребность агрессоров буллинга —самоутвердиться за счет жертвы. Это связано с ощущением собственной слабости, личной болью. У агрессора может быть завышенная или заниженная самооценка.
Главная психологическая особенность жертв буллинга — неспособность постоять за себя, что также связано с неуверенностью в себе, ощущением себя как слабого. У жертв обычно заниженная самооценка и повышенный уровень тревожности. Часто наблюдается синдром выученной беспомощности: «Не буду обращаться за помощью — мне все равно никто не поможет».
Особенности агрессоров и жертв, как правило, связаны со спецификой семейного воспитания.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe