Арт-педагогика и арт-терапевтические технологии







Самое важное о программе
- Видеолекции и конспекты с академической базой с учетом требований ФГОС высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология») и профстандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н)
- Уникальная подборка с 25+ записями реальных индивидуальных и групповых арт-педагогических занятий, выполнения арт-терапевтических техник и упражнений
- Практические задания — индивидуальные с обратной связью от преподавателя, групповые
- Одиннадцать онлайн-консультаций с ответами на вопросы и практикой по применению техник
- Художественный практикум для знакомства с материалами и модальностями искусств
- Практикум по созданию, организации и апробации арт-педагогической программы
- Индивидуальная супервизия, на которой можно обсудить с опытным экспертом вашу арт-педагогическую программу
- Две индивидуальные консультации в русле арт-терапии для проработки личных сложностей, которые могут стать помехой в работе

- Обучение развитию личного бренда для помогающих специалистов и карьерные консультации
- Более 20 вебинаров от экспертов ежемесячно с выдачей сертификатов за каждое посещение
- Более 2000 записей вебинаров с разборами психологических направлений и инструментов
- Доступ к электронной библиотеке на время обучения
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 5,5 месяцев
- 574 ак. часа
- 10 учебных часов в неделю
- Понятие, направления и основные формы арт-терапии.
- Различные подходы к пониманию арт-терапии.
- Символическое мышление и понятие «символа» в арт-терапии.
- Понятие «метафоричности», «ресурсности», «триадичности», «контейнирования», «рабочего альянса» и «эстетического отклика» в арт-терапевтической работе.
- Основные концепции и принципы арт-терапевтического процесса.
- Использование различных моделей арт-терапии.
- История возникновения, задачи арт-педагогики.
- Арт-педагогика в российской науке и преимущества, связанные с применением арт-технологий в обучении.
- Социальные аспекты и задачи арт-терапии и арт-педагогики.
- Сходство данных понятий и наиболее существенные отличительные признаки.
- Общие научно-теоретические и организационные задачи арт-педагогики и арт-терапии.
- Роль и позиции арт-терапевта в разных моделях.
- Понятие и основные этапы арт-терапевтического процесса.
- Организационные процедуры и формы арт-терапевтической работы.
- Ретроспективный, разноуровневый и интегративный анализ.
- Понятие «психотерапевтического пространства», а также основные виды организации арт-терапевтической среды. Обязательные требования к ее организации.
- Влияние правильно организованного пространства на контекст терапевтического воздействия на примере интермодальной терапии искусств.
- Функции арт-терапии, реализуемые в психотерапевтической работе.
- Задачи арт-терапии, реализующиеся в коррекционной работе.
- Арт-педагогика в образовательных учреждениях, развивающие и реабилитационные центры.

Освоение техники «мое настроение» и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.

Составление собственного арт-педагогического словаря. Проведение техники «карта арт-педагога», направленной на развитие осознанности и понимание своего арт-педагогического пути.
- Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
- Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
- Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
- Особенности и формы работы с природными материалами. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
- Ландшафтная терапия, лэндарт и реди-мейд.
- Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
- Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
- Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
- Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением. Возможности перформанс арт-терапии.
- Понятие рамки в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
- Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
- Арт-терапия в образовании, здравоохранении организация.
- Подготовительный этап работы в арт-терапии.
- Метафорические ассоциативные карты как инструмента арт-терапевта.
- Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
- Варианты стартового набора арт-материалов.
- Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.

Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
- Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
- Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
- Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие «арт-модальности». Четыре базовые механизма терапевтического процесса.
- Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
- Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция поэзиса. Концепция кристаллизации.
- Эстетический отклик. Эстетическая ответственность. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация. Расширение репертуара игры.
- Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
- Творческая связь. Коллективный резонанс.
- Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
- Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
- Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.

Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя. Что делать после того, как участник или клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
- Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
- Техника «Мое настроение».
- Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
- Техника «Звезда Чувств» (Колесо чувств).
- Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
- Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
- Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
- Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
- Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
- Техника «Каракули» и «Каракули тела».
- Техника «Карта ресурсов».
- Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
- Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет». Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
- Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
- Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
- Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
- Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
- Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
- Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог».
- Способы работы с арт-объектом.
- Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
- Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.

Проведение техники на реальном человеке, играющим роль клиента (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
Разработчик дисциплины: Ахмадеева Диана Павловна
- Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
- Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми? Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
- Организация индивидуальной работы с ребенком.
- Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность. Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
- Работа с раздражением и злостью у детей: «Вулкан гнева». Ресурсные техники в работе с гневом.
- Работа со страхами у детей. Виды детских страхов. Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки». Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
- Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии. Техники «Солнце моих качеств». Техника «Похожие предметы». Техника «Коллаж». Техника «Автопортрет». Техника «Я глазами моих родителей».
- Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество. Детская назойливость. Упражнение «Апельсины». Техника «Тело как сад». Арт-терапевтические техники с крупами.
- Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также проблемами гиперактивности. Техника «Фрактальная живопись». Техника «музыкальный ковер».

Знакомство со своим Внутренним ребенком с помощью работы с метафорическими ассоциативными картами.

Проведение арт-терапевтических техник с ребенком или группой детей, и отчет по ним.
- Преимущества использования песочных техник.
- Основные принципы работы с песком.
- Роль специалиста в процессе песочной терапии.
- Стадии процесса песочной терапии.
- Сказкотерапия как психологический метод.
- История возникновения данного метода.
- Понятие и основные черты сказкотерапии.
- Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
- Принципы комплексной сказкотерапии.
- Правила чтения и схема обсуждения сказок.
- Поиск основных идей сказки, мотивы поступков и способы преодоления трудностей.
- Образы и символы в сказках.
- Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
- Структура сказкотерапевтического занятия.
- Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
- Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
- Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления. Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
- Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
- Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
- Техники, которые могут использоваться в терапии.
- Примерная схема построения занятия.
- Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
- Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.

Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
- Понятие, факторы детско-родительских отношений, типы и качества родительских позиций.
- Структура детско-родительских отношений и теория привязанности.
- Роли, которые выполняет ребенок в семье и параметры родительского воспитания.
- Родительская установка как психологический механизм формирования жизненного сценария детей.
- Механизм развития, формирования, а также факторы и особенности, влияния родительских установок.
- Типы негативного родительского отношения. Концепция основных жизненных сценариев Роберта и Мэри Гулдинг «Двенадцать родительских директив» и способ работы с негативными установками. Типы семейного воспитания: авторитетный (демократический), авторитарный, либеральный, гиперопекающий, гипоопекающий (индифферентный). Их преимущества, недостатки и последствия для детей.
- Сходство и отличие арт-терапевтической диагностики и проективных рисуночных тестов. Примеры диагностических техник семейной арт-терапии.
- Диагностические техники «Рисунок семьи», семейная социограмма, проективная игра «Почта». Общеуниверсальные техники работы в арт-терапии: «Аватар», «Образ цели», «Жизненный путь, «Свобода».
- Правила работы при организации межсемейных детско-родительских групп.
- Мандалотерапия, куклотерапия, маскотерапия, библиотерапия (художественная литература) и сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок) в работе с семьей.
- Глинотерапия в семейной терапии. Общий порядок процесса, техники работы с семьей через глину: упражнение «Образ Я», упражнение «Лепим вместе».
- Пластилинография в семейной терапии. Техники работы с пластилином: упражнения «Талисман», «Спонтанная лепка», «Семейная скульптура».
- Тестопластика в семейной терапии. Техники работы с семьей через тестопластику: упражнения «Колодец», «Диалог».
- Фото-, видео- и мульттерапия. Этапы и техники работы.

Освоение техники работы с детско-родительскими и семейными отношениями через упражнение «семейный герб».

Анализ сюжетной линии и главных героев мультфильма «Похожие».
- Техники, применяемые с целью открытия пространства группы, разминки и разогрева.
- Техники «Имя-цветок», «Снежный ком», «Клубок», «Ласковый дождик», «Травинки, кустики, деревья», «Камень-макароны», «Звуки моего дня» и другие.
- Особенности подготовительного и начального этапов, их функции. Особенности проведения начального этапа занятий с детьми и подростками.
- Особенности основного этапа занятий. Тематические упражнения и упражнения с целью исследования.
- Упражнения по темам самопознания, границ и личного пространства «Моя стихия», «Грани моего «Я», «Черное и белое», «Мандала личного пространства». Техники работы с ресурсами в рамках основной части занятия.
- Функции и цели завершающего этапа арт-терапевтической работы.
- Техники завершающего этапа работы в рамках каждого занятия и курса в целом: создание талисманов, кукол-берегинь.
- Основные рамки групповой арт-терапевтичсекой работы.
- Арт-терапевтические группы: тематические, студийные, динамические.
- Стадии и правила групповой арт-терапевтической работы.
- Структура дополнительной общеразвивающей программы с элементами арт-терапии.
- Уровни, актуальность, направления программ дополнительного образования. Задачи и ожидаемые результаты программы. Формы аттестации и оценочные материалы.
- Пример программы дополнительного образования с применением арт-терапии. Заполнение основных разделов программы в качестве ориентира для самостоятельной разработки дополнительной общеразвивающей программы.
- Анализ модулей и занятий с опорой на базовую трехчастную структуру.
- Пример задания правил в группе дошкольников.
- Примеры конструирования групповых арт-терапевтических занятий.
- Анализ краткосрочных тематических курсов и программ.
- Варианты построения и реализации программ и курсов с включением арт-терапевтического компонента.
- Особенности их разработки и реализации в связи с типом группы, особенностями участников, целями и направленностью работы.

Кроссворд по терминам и принципам, необходимым для организации индивидуального или группового занятия.

Два самостоятельных задания: первое - конструирование группового занятия в соответствии с заданной целью работы, трехкомпонентной структурой занятия и возрастом участников, второе — составление текста, аргументированно показывающего, как арт-терапевтические технологии могут быть полезны в работе с подростками.
- Личность арт-педагога как инструмент профессиональной деятельности: образование, профессиональные компетенции, личностные качества, творческая практика.
- Принципы и правила работы.
- Трехэтапная модель арт-терапии, особенности подготовки и работы на каждом этапе.
- Особенности первого этапа: соглашение с клиентом, оборудование кабинета, план и структура сессий, выбор техник, оценивание, цели и план арт-терапии.
- Особенности основного этапа: циклическая модель творческого процесса в контексте арт-терапевтической работы.
- Особенности завершающего этапа: подведение итогов, рефлексия, обратная связь.
- Искусство выстраивания психотерапевтических отношений, сложности в работе.
- Этические и правовые принципы арт-терапии, ответственность арт-терапевта и арт-педагога.
- Профессиональное (эмоциональное) выгорание: факторы, симптомы, стадии.
- «Целительные снадобья» для арт-терапевта.
- Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением, воздействием слова, использованием образов. Приемы самоподдержки.
- Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.

Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Методическое и организационное планирование собственной арт-педагогической программы занятий.
- Разработка собственной арт-педагогической программы занятий с проверкой преподавателем.
- Практическая апробация части занятий собственной арт-педагогической программы.
- Отработка арт-терапевтических техник на практике.
- Заполнение Журнала практикума: фотоотчет, запись краткого протокола занятий и рефлексии по проведению.
- Анализ проведенной работы с проверкой преподавателем.
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех тем и модулей.
бесплатную консультацию
Подборка записей техник и арт-педагогических занятий
- «Мое настроение»
- «Моя планета»
- «Колесо баланса»
- «Вкус детства»
- «Рисунок одним цветом»
- «Трансформация страха»
- «Метафорический автопортрет»
- «Карта ресурсов»
- «Звезда чувств»
- «Метафорический автопортрет»
- «Солнце моих качеств»
- «Автопортрет»
- «Сказка по картинкам»
- «Я и моя цель»
- «Музыкальный разогрев»
- «Подыгрывание»
- «Парные послания»
- «Семейные каракули»
- «Совместное рисование»
- «Групповой рисунок»
- «Рисунок по кругу»

- 4 видео полноценных арт-педагогических занятий. Записи реальных арт-педагогических занятий с детьми индивидуально и в группе
- 2 видео с 4 техниками на укрепление себя как арт-педагога: «Как победить тревогу и начать практиковать: три техники», Техника «Дерево» на укрепление в себе уверенности как специалиста


Кто такой арт-педагог
Арт-педагог это специалист, который проводит занятия с применением арт-терапевтических методик для развития, обучения или релаксации. За время обучения на программе вы узнаете, как использовать творчество и арт-терапевтические технологии в рамках арт-педагогики в работе с широким кругом участников: детьми, подростками, взрослыми, семьями и группами. Научитесь разрабатывать занятия и долгосрочные программы для разных групп и возрастов.
В ходе обучения арт-педагогике вы освоите методики, с помощью которых сможете развивать креативность и творческое мышление, поддерживать мотивацию к развитию, помогать снимать психологическое напряжение и избегать выгорания, развивать у детей и подростков самопонимание, самопринятие и адекватную самооценку, снижать страх ошибок.
На курсе по арт-педагогике вы:
- Освоите структуру арт-педагогического занятия и принципы его построения для группы детей, взрослых и семьи.
- Отработаете арт-терапевтические упражнения для применения в рамках арт-педагогики.
- Увидите в записи более 25 кейсов применения техник с детьми и взрослыми, из них 4 полноценных арт-педагогических занятия от начала до конца.
- Освоите более 10 техник на практике на онлайн-семинарах.
- Разработаете и проведете собственное арт-педагогическое занятие под свою аудиторию и задачи, получите обратную связь от эксперта.
- изотерапия
- песочная терапия
- интермодальная терапия искусствами
- сказкотерапия
- глинотерапия
- игротерапия
- музыкотерапия
- мандалотерапия
- метафорические ассоциативные карты
Как вы будете учиться




бесплатную консультацию


- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии




- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем или среднем профессиональном образовании либо справка об обучении из вуза или колледжа;
- СНИЛС.


Интенсивная практика: 8 онлайн-занятий с группой и экспертами
- новые техники для работы и их применение
- составления маршрута карьерного развития
- групповая интервизия с обратной связью от эксперта
- проработка своих личных границы и установок
Подробности у специалиста по приему





от полной стоимости курса
- Текстовые и видеолекции
- 20 практических заданий, из них 10 индивидуальных с обратной связью эксперта
- 11 онлайн-консультаций с преподавателями
- 2 личные консультации в русле арт-терапии
- 1 личная супервизия по вашей арт-педагогической программе
- Художественный практикум
- Практикум по созданию, организации и апробации собственной арт-педагогической программы
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате СДО и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу и пиару, полезные статьи и чек-листы
- Библиотека вебинаров: 10.000+ записей и онлайн-вебинары с сертификатами
- 5,5 месяцев
- 574 академических часа
Диплом о профпереподготовке с квалификацией
- «Арт-педагог»
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
При прохождении программы вы сможете пройти 2 консультации в русле арт-терапии и 1 супервизию.
Личное консультирование в русле арт-терапии — это опциональная возможность, которой вы можете воспользоваться, чтобы решить личные сложности: проработать страх начать деятельность, тревогу и синдром самозванца, определиться с направлением применения арт-педагогики перед стартом в работе и другие. Это средство самопознания и незаменимый этап профессионального становления для всех помогающих специалистов, улучшающее эффективность работы из роли профессионала арт-педагога. Для личных консультаций вы сможете выбрать психолога-арт-терапевта из числа практикующих преподавателей, аккредитованных в Институте.
Супервизия — опция наставничества для помогающих специалистов. Слушатель может обсудить трудности в работе или перед ее стартом, получить ответы на беспокоящие вопросы, обсудить стратегию проведения арт-педагогического занятия с конкретным типом участников. А также найти роль, из которой ему будет комфортно работать арт-педагогом, без попадания в роль «спасателя» или «оцениваемого» участниками, отстроить ее от своей личной позиции, укрепив профессиональную, чтобы «сопереживать, но не сливаться». Как и личное консультирование, супервизия — это важная ступень подготовки помогающих специалистов в мировом опыте. Вы можете пройти супервизию индивидуально, задав личные вопросы супервизору.
В рамках наших учебных программ после приобретения курса на ваш баланс автоматически начисляются консультации и супервизии сроком на 30 дней. Их срок действия будет автоматически пролонгироваться каждый месяц до их использования на необходимой по учебному плану дисциплине.