Арт-терапия: курс для практикующих специалистов







Самое важное о программе
- Видеолекции и конспекты с академической базой с учетом требований ФГОС высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология») и профстандарта «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 18.11.2013 № 682н)
- Практические задания — индивидуальные и групповые
- Десять онлайн-консультаций с преподавателями: ответы на вопросы и практика по арт-терапевтическим техникам на каждой встрече
- Две личных консультации в русле арт-терапии для проработки сложностей, которые могут помешать в работе
- Индивидуальная супервизия с мягкой обратной связью по вашей работе от опытного арт-терапевта
- Групповая супервизия с отработкой навыков проведения арт-терапевтических сессий с напарником
- Художественный практикум для освоения разных арт-материалов и модальностей
- Практикум по организации и проведению арт-терапевтической сессии: работа с реальным клиентом и обратная связь по ней от эксперта

- Обучение продвижению и развитию личного бренда для помогающих специалистов, карьерные консультации
- Более 20 вебинаров от экспертов ежемесячно с выдачей сертификатов за каждое посещение
- Более 2000 записей вебинаров с разборами психологических направлений и инструментов
- Доступ к электронной библиотеке на время обучения
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 6 месяцев
- 565 ак. часов
- 9 учебных часов в неделю
- Корни арт-терапии и мировая культура. Арт-терапия в широком и узком значениях. Использование ритуалов и традиций древних славян в современной арт-терапии. Символообразование. Мандалы в арт-терапии. Применение искусства Китая и Японии в арт-терапии. Искусство — язык познания мира.
- Теоретические и методологические основы арт-терапии. Подходы к арт-терапии. Направления психотерапевтической практики в рамках арт-терапии.
- Базовые понятия и принципы арт-терапии. Понятие «символа». Понятие «метафоричности». Понятие «триадичности». Понятие «ресурсности». Понятие «контейнирования». Понятие «рабочего альянса». Понятие «эмпатии». Понятие «эстетического отклика». Основные концепции арт-терапевтического процесса. Принципы арт-терапевтического процесса.
- Модели арт-терапии и многообразие направлений. Задачи основных направлений арт-терапии. Модели интерактивной групповой арт-терапии.
- Примеры сессий, роль и позиция арт-терапевта в различных моделях.
- Три основные позиции консультанта по Э. Берну. Различие позиций арт-терапевта в разных подходах.
- Задачи и цели арт-терапевта в юнгианском анализе, пример описания танцевально-двигательной терапии по Кэролин Гранд Фей.
- Описание сессии Н. Роджерс и основные задачи человеко-центрированной терапии экспрессивными искусствами.
- Подход В. Оклендер, сочетание в гештальт- и арт-терапии.
- Использование арт-терапевтических техник в экзистенциальной психотерапии, пример сессии Н.В. Михайловой.
- Особенности интермодальной терапии экспрессивными искусствами, пример из практики В. Сидоровой.
- История возникновения и развития арт-терапии.
- Процесс арт-терапии. Этапы арт-терапевтического процесса. Сущность арт-терапевтического процесса. Оценка особенностей клиента. Оценка конечных результатов арт-терапии.
- Характеристики арт-терапевтической среды. Организация и оснащение среды. «Игровое пространство» среды. «Недирективность среды» или пространство «творческой арены».
- Сфера практического применения арт-терапии в современном обществе. Применение арт-терапии в психодиагностике и психотерапии. Арт-терапия в психокоррекционной работе, клинической и реабилитационной сферах. Арт-терапевтический подход в педагогике. Применение арт-терапевтических техник в организационной психологии и коучинге.

Освоение техники «Мое настроение» (изотерапия) и отработка навыков работы с собственными ощущениями и чувствами.

Составление собственного арт-терапевтического «словаря».
- Виды искусств в арт-терапии. Направления терапии искусствами. Материалы для нанесения, поверхности для нанесения, инструменты. Типичные и редкие арт-материалы. Свойства и особенности использования материалов изобразительного искусства.
- Материалы для создания объемных работ, их свойства. Способы обработки и хранения пластических материалов. Пластилин, глина, глиняное поле.
- Особенности работы с готовыми изображениями: аппликация, коллаж, фототерапия. Пять базовых техник фототерапии. Применение медиа, приложений, гаджетов в арт-терапии.
- Особенности и формы работы с природными материалами. Природные элементы, найденные объекты и другие природные материалы в работе арт-терапевта.
- Ландшафтная терапия, ленд-арт и реди-мейд.
- Работа с песком и песочницей. Крупы и специи в работе арт-терапевта.
- Основные механизмы арт-терапии. Материалы для создания инсталляций.
- Формы работы в рамках литературного творчества: креативное письмо, поэзия, сказка.
- Механизмы экспрессии и импрессии в работе с музыкальной модальностью. Работа с восприятием тела и движением. Возможности перформанс в арт-терапии.
- Понятие «рамки» в арт-терапии. Рамки пространства и времени, арт-материалов, психотерапии и творчества. Рамки в групповой работе. Мандала, лабиринт и другие формы, задающие структуру.
- Значение пространства арт-терапевтического занятия. Различные среды для проведения арт-терапии.
- Арт-терапия в образовании, здравоохранении, организациях.
- Подготовительный этап работы в арт-терапии.
- Метафорические ассоциативные карты как инструмент арт-терапевта.
- Критерии выбора и применения арт-материалов на арт-терапевтическом занятии. Цели применения направлений искусства: процессы индивидуализации и социализации.
- Варианты стартового набора арт-материалов.
- Упражнения для самостоятельной творческой практики.

Экспериментирование с арт-материалами и цветными следами на бумаге с вниманием к процессу творчества.

Кейс с ответами на вопросы об организации творческого пространства и подбору арт-материалов и направлений искусства.
- Ключевые принципы работы с эмоционально-чувственной сферой.
- Техника «Мое настроение».
- Техника «Моментальное рисование эмоций с интермодальным увеличением».
- Техника «Звезда чувств» («Колесо чувств»).
- Техника «Пейзажи эмоционального состояния».
- Методика терапевтического триптиха в работе со страхом.
- Техника работы с чувством гнева и его производными «Нарисуй или вылепи гнев».
- Техника работы с печалью «Прощальная открытка».
- Ресурсные техники и техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
- Техника «Каракули» и «Каракули тела».
- Техника «Карта ресурсов».
- Техника «Рисунок любимым цветом» («Мой цвет»), интермодальный вариант.
- Работа с образом «Я» и самооценкой. Техника «Автопортрет». Диагностическая методика «Метафорический автопортрет».
- Интермодальная техника «Рисунок и танец имени».
- Мандалотерапия. Методики работы с мандалами. Интермодальная техника «Мандала из специй». Мандала как диагностическая техника.
- Техника «Коллаж» в подходе терапии экспрессивных искусств. Создание коллажа в свободной форме. Коллаж «Это Я».
- Работа с потребностями, состояниями и внутренними конфликтами.
- Техника «Желание». Техника «Поза в музее». Упражнение «Переход». Техника «Внутренние противоположности».
- Техники терапии искусствами в работе с отношениями. Техника «Рисунок и скульптура отношений». Техника работы с диадой «Диалог на бумаге». «Интермодальный диалог». Способы работы с арт-объектом.
- Ресурс группы в работе с проблемой. Техника «Дорисовка по кругу».
- Техники на завершение терапии. Особенности завершения индивидуальной и групповой работы.

Освоение техники «Звезда чувств» Удо Баера. Экспириентальная практика (на собственном опыте). Техника универсальна как для ознакомления с темой эмоций, так и запуска глубинной работы. Часть 1: Индивидуальное проведение и часть 2: анонимное размещение на форуме рефлексии опыта.

Проведение техники на реальном клиенте (часть 1) и написание отчета с рефлексией процесса и своей работы из роли арт-терапевта (часть 2). С обратной связью преподавателя и возможностью задать вопросы, на которые преподаватель ответит индивидуально.
Разработчик дисциплины - Ахмадеева Диана Павловна
- Знакомство с фототерапией.
- Особенности фототерапии, ее цели, задачи и функции.
- Пять типов техник фототерапии Джуди Вайзер.
- Возможности сочетания арт-терапии и фототерапии.
- Метод Сины Фрост «Соул-коллаж».
- Эко-арт-терапия и ландшафтная арт-терапия как ресурсные методы.
- Возможности использования куклотерапии.
- Традиционные и инновационные направления и подходы в арт-терапии.
- Многообразие инновационных направлений.

Освоение инновационных методов арт-терапии. Практическое освоение техники фототерапии «Ландшафты моей души», техники эко-арт-терапии «Гуляя по прекрасной земле», техники создания соул-карт с помощью соул-коллажа.

Создание «Мандалы из природных материалов».
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
- Преимущества использования песочных техник.
- Основные принципы работы с песком.
- Роль специалиста в процессе песочной терапии.
- Стадии процесса песочной терапии.
- Сказкотерапия как психологический метод.
- История возникновения данного метода.
- Понятие и основные черты сказкотерапии.
- Типологии сказок: художественные народные сказки, художественные авторские сказки, дидактические сказки, психокоррекционные сказки, психотерапевтические сказки, медитативные сказки.
- Принципы комплексной сказкотерапии.
- Правила чтения и схема обсуждения сказок.
- Поиск основных идей сказки, мотивов поступков и способов преодоления трудностей.
- Образы и символы в сказках.
- Работа с голосом сказкотерапевта: голос, дыхание и восприятие громкости.
- Структура сказкотерапевтического занятия.
- Общая информация по проведению занятия, а также примерный план коррекционно-развивающего занятия для детей.
- Основные приемы групповой работы в сказкотерапии.
- Определение понятия «музыкотерапия» и история возникновения данного направления.
- Ритм, тональность, громкость, выражение табуированных чувств, тембр, пение, голос, звук, вокал (вокалотерапия).
- Эрготропная, трофотропная музыка и их отличительные особенности.
- Формы и психотерапевтические эффекты музыкотерапии.
- Техники, которые могут использоваться в терапии.
- Примерная схема построения занятия.
- Варианты использования рецептивной (воспринимающей) музыкотерапии.
- Примеры игр и упражнений по музыкотерапии.

Освоение техники «сказка по кругу» и тренировка навыков построения групповой сказки.

Выполнение упражнения «Дом» и отработка навыков техники визуализации образов.
- Введение в интермодальную терапию выразительными искусствами. Соотношение интермодальной терапии искусствами с другими направлениями терапии творчеством.
- Подходы в интермодальной терапии искусствами (арт-центрированная терапия экспрессивными искусствами П.Книлла, человеко-центрированная терапия экспрессивными искусствами Н. Роджерса).
- Методология интермодальной терапии экспрессивными искусствами. Понятие арт-модальности. Четыре базовых механизма терапевтического процесса.
- Стадии работы в интермодальной терапии искусствами. Четыре уровня эстетического анализа работы.
- Модель «замещения» в теории Паоло Книлла. Буквальная, воображаемая и действительная реальности. Концепция Поэзиса. Концепция кристаллизации.
- Эстетический отклик. Эстетическая ответственность. Интермодальная чувствительность. Интермодальная децентрация. Расширение репертуара игры.
- Возможности использования экспрессивного искусства в работе с большими группами и сообществами.
- Творческая связь. Коллективный резонанс.
- Организация процесса терапии. «Многослойная осознанность» терапевта. Тайм-менеджмент сессии.
- Личность терапевта как значимое условие и инструмент терапии.
- Эффективность и эффекты человеко-центрированной терапии искусствами.

Практика эстетического отклика в виде поэтической фразы и фототерапевтической техники «Это я». Часть 1: Каждый подбирает фото и анонимно размещает на форуме. Часть 2: оставляет эстетический отклик на свою фото, а также на фото, размещенные другими участниками.
Эстетический отклик часто используется в Интермодальной терапии, позволяя экологично и безоценочно дать обратную связь.

Практика 4-уровневого эстетического анализа для 3 разноплановых арт-объектов по методике Паоло Книлла. С индивидуальной проверкой и обратной связью преподавателя.
Что делать после того, как клиент создал арт-объект. Как его обсудить и помочь выявить внутренние смыслы? Задание направлено на практику этого навыка.
- Специфика различных возрастов и возрастные особенности детей.
- Введение в детскую арт-терапию. Работа на языке ребенка. С какого возраста возможна арт-терапия с детьми?
- Принципы детской арт-терапии. Задача детской арт-терапии.
- Организация индивидуальной работы с ребенком.
- Работа с чувствами и эмоциями в детской арт-терапии: детская жадность, зависть, ревность.
- Арт-терапия и развитие эмоционального интеллекта детей.
- Работа с раздражением и злостью у детей. Техника «Вулкан гнева».
- Ресурсные техники в работе с гневом.
- Работа со страхами у детей. Виды детских страхов.
- Техника «Розовый куст». Техника «Рисовалки-затиралки».
- Техника «Пустой стул» или «Разговор со страхом».
- Работа с проблемами самооценки и уверенности у детей методами арт-терапии.
- Техники «Солнце моих качеств».
- Техника «Похожие предметы».
- Техника «Коллаж».
- Техника «Автопортрет».
- Техника «Я глазами моих родителей».
- Проблемы общения в детской арт-терапии. Детское одиночество. Детская назойливость.
- Упражнение «Апельсины».
- Техника «Тело как сад».
- Арт-терапевтические техники с крупами.
- Работа детского арт-терапевта со школьной проблематикой, а также с проблемами гиперактивности.
- Техника «Фрактальная живопись».
- Техника «Музыкальный ковер».

Знакомство со своим Внутренним ребенком с помощью работы с метафорическими ассоциативными картами.

Решение практического кейса и анализ случая, связанного с вопросами развития ребенка.
- Профессиональные компетенции с точки зрения этики. Границы профессиональной деятельности.
- Профессиональные компетенции специалистов на примере Латвийской модели арт-терапии.
- Создание и поддержание безопасной атмосферы на групповых занятиях и в индивидуальной практике.
- Личность арт-педагога с точки зрения этики. Качества зрелой личности.
- Трехэтапная модель арт-терапии. Начальный этап арт-терапии. Кабинет арт-терапии. Заключение соглашения между арт-терапевтом и клиентом.
- Классификация целей арт-терапии (по Х. Смейстеру).
- План арт-терапии. Критерии оценивания результатов. Структура сессии арт-терапии. Выбор техник и видов деятельности. Стиль ведения занятий.
- Циклическая модель творческого процесса.
- Циклическая модель терапевтических отношений.
- Этап оценивания и завершения процесса.
- Искусство выстраивания психотерапевтических отношений. Факторы терапевтических отношений. Модель триангулярных отношений в арт-терапии.
- Пространство игры. Факторы художественной экспрессии.
- Перенос и контрперенос в терапевтических отношениях.
- Сложности в работе арт-педагога/ арт-терапевта.
- Факторы рефлексии и обратной связи.
- Этические и правовые принципы арт-терапии. Виды этического мышления.
- Ответственность арт-терапевта перед клиентом.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к произведению искусства.
- Ответственность арт-терапевта по отношению к профессии.
- Представление о профессиональном выгорании. Факторы выгорания. Стадии профессионального выгорания. Симптомы профессионального выгорания.
- Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания?
- Условия наличия/отсутствия профессионального выгорания.
- Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания.
- «Четыре целебных снадобья» для арт-терапевта.
- Саморегуляция. Способы, связанные с управлением дыханием. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова. Способы, связанные с использованием образов.
- Приемы самоподдержки.
- Супервизии.
- Технологии моделирования собственной профессиональной деятельности.

Презентация профессиональной позиции арт-педагога: формулирование девиза, целей и задач, принципов работы. Тест «Профессиональное выгорание» и анализ его результатов. Обсуждение понравившихся техник для профилактики профессионального выгорания.

Тест на тему «Профессиональная этика арт-педагога». Составление солнца качеств арт-педагога.
Разработчик дисциплины - Берстенёва Ирина Александровна
- Особенности работы онлайн: возможности и ограничения, специфика.
- Как создать безопасный терапевтический контейнер в работе онлайн? Психологический контакт онлайн.
- Особенности организации времени и пространства: роль освещения, техники, окружения терапевта.
- Использование классических техник арт-терапии в дистанционном режиме. Особенности организации взаимодействия в группе дистанционно.
- Работа онлайн со взрослыми. Фототерапия, использование графических платформ в индивидуальной и групповой работе онлайн.
- Эко-арт-терапия онлайн: арт-медитации.
- Работа онлайн с детьми. Специфика фигуры арт-терапевта в работе с детьми онлайн (совмещение ролей терапевта, аниматора и др.).
- Эффективные техники интеграции арт-терапии и игротерапии в индивидуальной работе с детьми онлайн.
- Групповая арт-терапия с детьми онлайн. Специфика, организация, мотивационные секреты, основные ошибки и как их преодолеть.
- Как арт-терапевту продвигать себя и свои услуги? Специфика продвижения в помогающих профессиях и почему стандартные схемы не работают.
- Как продвигать себя, не продавая? Как стать видимым. Возможности и способы продвижения в помогающих профессиях.

Клинический и практикующий психолог со стажем работы более 10 лет. Преподаватель психологии. Арт-терапевт. Сертифицированный специалист по Expressive Arts Therapy (Интермодальная терапия выразительными искусствами).
Состоит из отработки полученных навыков на практике: работа с реальным клиентом, анализ и отчет о проведенных арт-терапевтических сессиях с клиентом:
- Практика арт-терапевтических техник. Запись протокола сессии в «Журнал практикума».
- Анализ проведенной работы, написание отчета.
- Супервизия в арт-терапевтическом подходе (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Прохождение 2-ух личных консультаций в русле арт-терапии (возможно заранее - до начала дисциплины, в удобное время).
- Рефлексивный отчет о пройденной супервизии и консультациях.
- Онлайн-консультация с преподавателем с возможностью задать вопросы и обсудить сложности.
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
- Решение практической задачи.
бесплатную консультацию
Записи применения техник
В программу входят 12 видео длительностью от 10 до 60 минут с записями реальной работы с клиентами по применению различных арт-терапевтических техник:
- «Рисунок по кругу»
- «Групповой рисунок»
- «Вкус детства»
- «Трансформация страха»
- «Метафорический автопортрет»
- «Сказка по картинкам»
- «Совместное рисование»
- «Парные послания»
- «Я и моя цель»
- «Карта ресурсов»
- «Солнце моих качеств»
- «Моя планета»


Что нужно знать об арт-терапии и работе арт-терапевта
Арт-терапия — это направление психотерапии, которое использует различные виды творчества и искусств для бережной помощи клиентам. Арт-терапия и терапия искусством позволяет работать с чувствами и эмоциями, а это базис любой терапии. Творческий процесс является ресурсным, помогает мягко обойти тревогу и сопротивление клиента.
Арт-терапию можно использовать как для самопознания и самовыражения клиентов в легком и ресурсном формате, так и для работы со сложными, глубинными запросами, болезненными темами и тяжелыми проблемами. Арт-терапевт может работать с детьми, взрослыми, организациями и большими сообществами.
Для практикующих психологов обучение на программе по арт-терапии станет выходом на новый уровень: поможет привлечь клиентов, работать с ними в экологичном и мягком формате. Для начинающих специалистов арт-терапия удобна тем, что творческий процесс и созданный арт-объект будут опорой для сессии и разговора.
На программе обучения арт-терапии вы:
- Освоите широкий спектр техник — изотерапию, работу с коллажем, глиной, поэзией и другие.
- Познакомитесь со смежными направлениями — песочной терапией, музыкотерапией, сказкотерапией и другими.
- Познакомитесь с современными инновационными подходами — фототерапией, ландшафтной и эко-арт-терапией, соул-коллажем и другими.
- Сможете включить в свою практику интермодальную терапию искусствами (expressive arts therapy) — набирающее популярность направление, которое позволяет совмещать несколько видов искусств в рамках одной сессии, опираясь на мультимодальность сознания.
Для всех направлений вы получите подробное описание техник. Узнаете, как подготовить и заинтересовать клиента исследованием с помощью творчества, как быть с ним в процессе, помочь выявить внутренние вопросы и скрытые смыслы, обсудить его опыт. Научитесь экологично завершать процесс и помогать клиентам интегрировать полученный опыт в жизнь. Вы не только освоите арт-терапевтические техники, но и прочувствуете их на себе в роли клиента.
- страхи, злость и другие сложные чувства
- низкая самооценка, самокритика, неуверенность в себе
- внутриличностные конфликты
- стресс и тревога
- непонимание своих чувств и эмоций
- сложности в отношениях
- адаптация к переменам
- самопознание и поиск себя
- самореализация и личностное развитие
- А также многими другими запросами в работе с детьми и взрослыми
Как вы будете учиться






- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии


- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем образовании по психологическим направлениям или профпереподготовка по психологии, либо справка о данном обучении из вуза;
- СНИЛС.


бесплатную консультацию




от полной стоимости курса
- Текстовые и видеолекции
- Тестирования
- 20 практических заданий с обратной связью от эксперта
- 10 онлайн-консультаций с преподавателями
- 2 личные консультации в русле арт-терапии
- 1 личная супервизия
- 1 групповая супервизия
- Художественный практикум
- Практикум по организации и проведению арт-терапевтических сессий
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу
- Библиотека вебинаров: 10000+ записей и онлайн вебинары с сертификатами
- 1 год 3 месяца
- 1500 академических часов
Диплом о профпереподготовке с квалификациями:
- Клинический психолог
- Практический психолог
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
Да, в программу включены 2 личные консультации в русле арт-терапии и 2 супервизии. Вы сможете выбрать арт-терапевта и удобное время, а также записаться на сессии в сервисе консультаций и супервизий Института. Все арт-терапевты проходят тщательный отбор и имеют большой опыт в проведении арт-терапевтических сессий и супервизий. При желании вы можете пройти больше сессий за дополнительную оплату.
В программу входит 2 супервизии в русле арт-терапии. На индивидуальной супервизии вы сможете обсудить один или несколько кейсов работы с клиентами: задать вопросы, уточнить стратегию работы, определиться с пониманием вектора работы, обсудить сложности контрпереноса и др. На групповой супервизии вы проведете арт-терапевтическую сессию с одногруппником и получите мягкую обратную связь, а также рекомендации по возможным точкам роста от супервизора.
В рамках наших учебных программ после приобретения курса на ваш баланс автоматически начисляются консультации и супервизии сроком на 30 дней. Их срок действия будет автоматически пролонгироваться каждый месяц до их использования на необходимой по учебному плану дисциплине.

