Эффективные стратегии консультативной психологии







Самое важное о программе
- Академическая база по психологии с учетом требований ФГОС высшего образования(бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология») и профстандарта «Психолог-консультант» (утв. Приказом Минтруда РФ от 14 сентября 2022 г. N 537н)
- Прикладные инструменты
- Практические задания с проверкой
- Онлайн-консультации с преподавателями
- Два практикума для отработки навыков

- Более 20 вебинаров от экспертов с выдачей сертификатов за посещение ежемесячно
- Более 2000 вебинаров в записи с разборами психологических техник и подходов
- Рекомендации дополнительной литературы от преподавателей
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Даем возможность учиться всем — вы можете поступить на курс независимо от возраста и уровня образования. Для зачисления на программу не нужно присылать диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах — проводим их каждый месяц, расписание будет в вашем личном кабинете.
- Отвечаем на все вопросы по документам и обучению в удобном чате с куратором — вы не останетесь один на один с программой.
Учебный план
- 15,5 месяцев
- 1600 ак. часов
- 8 учебных часов в неделю
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.

Техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».

Решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.

Исследование рефлекторных реакций человека.

Чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
- Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
- Представление о сенсорных системах.
- Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
- Что изучает психофизиология.
- Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
- Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
- Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.

Исследование типа темперамента.

Как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
- Что изучает психология.
- Что такое психика.
- Психология поведения и деятельности человека.
- Как устроены ощущение и восприятие.
- Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

Психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.

Самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
- Возрастная психология: с чем мы рождаемся и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
- Разные подходы в определении возраста и его особенностей. Возрастные периодизации.
- Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
- Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
- Как проходит молодость и ранняя взрослость.
- С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.

Исследования своего переживания возраста.

Самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
- Что изучает дифференциальная психология?
- Понятия индивид, индивидуальность, личность; какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
- Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия? Типологии и психодиагностика.
- Что является основой способностей и условием их развития?
- От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
- Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?

В формате форума обсуждение на тему: «Мои индивидуальные особенности или Чем я отличаюсь от других»?

Самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом консультантом.
- Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
- Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
- Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности.
- Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
- Как рассматривается личность в отечественных теориях.

Анализ защитных механизмов в теории психоанализа.

Анализ типов личности по Э. Фромму и социальных потребностей по К. Хорни.
- О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
- Как происходит общение и возникают конфликты?
- Какие особенности есть у больших и малых групп.
- Как протекают групповые процессы?
- Место личности в социальных процессах.

Обсуждение: «Человек - существо социальное. Что это значит?»

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Какие задачи решают организационная психология и психология управления?
- Представление об организации как социальной среде.
- Особенности использования власти и мотивации персонала.
- Организационная культура: из чего она состоит и зачем нужна?
- Социально-психологический климат организации.
- Поведение персонала в организации, образование групп.
- Лидерство в организации.

Дискуссия о роли психологических знаний в принятии управленческих решений.

Оценка социально-психологического климата в организации, разграничение понятий «власть» и «лидерство».
- Что изучает клиническая психология?
- Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
- Внутренняя картина болезни.
- Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
- Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
- Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.

Дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.

Оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
- Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
- Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
- Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
- Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
- Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
- Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
- Как эффективно провести переговорный процесс.
- Медиация и роль посредника в переговорах.
- Как урегулировать конфликт?

Решение задач по конфликтологии.

Составление презентации плана проведения процесса медиации.
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.

Нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.

Изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
- Семья с детьми, какая она?
- Как меняются роли супругов, когда появляются дети.
- Какие стили воспитания и общения в семье встречаются.
- Конфликты между родителями и детьми.
- Как выявить семейные проблемы? Диагностики отношений родителей и детей.
- Проективные методики для работы с детско-родительскими отношениями.
- Техники психотерапии работы с детьми и родителями.
- Как провести консультирование семьи по поводу психологии ребенка и детско-родительским отношениям.

Просмотр кинофрагментов, обсуждение особенностей взаимодействия родителей и детей, конфликтных ситуаций.

Анализ кейсов по детско-родительским отношениям. Формулирование запроса для контракта. Определение стратегии по работе с данным запросом.
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.

Составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.

Подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.

Проективная методика на тему «Путешествие по символам».

Самооценка психических состояний и анализ результатов.
- Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.

Проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».

Формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.

Анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.

Работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
- Что такое тренинг и какие есть особенности у тренингового формата работы.
- Какие бывают тренинги.
- Из чего состоит тренинги как лучше разработать его программу.
- Групповая динамика на тренинге: как изменяется и живет группа в тренинговом процессе.
- Требования к ведущему тренингов. Личность тренера.
- В тренинге бывают ошибки и нестандартные ситуации. Как ведущему из них выйти?

Создание тренинговых упражнений; решение кейсовых задач, анализ тренинговых ситуаций.

Разработка сценария тренинга.
- Профориентология: оказание консультативной и диагностической помощи при выборе профессии.
- Современные профессии: особенности возникновения и профессиограммы к ним.
- Профориентация детей, подростков и взрослых: сходство и различия применяемых методов.
- Современные бланковые и аппаратные комплексы профдиагностики.
- Как проходит профессиональное самоопределение и какие бывают кризисы. Что важно учитывать профконсультанту на каждом и этапов.
- Как профконсультанту работать с группами: в школе, техникуме, вузе и на открытых мероприятиях, с родителями.

Анализ актуальности запроса слушателя по профориентации, изучение профессиональной самоидентичности по методике «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Анализ кейсов с целью формулирования запроса на профориентационную работу, консультационных гипотез, выбора методов профдиагностики и составления плана профконсультации.
- Анатомия травмы: что такое травма, история исследования, как ее понимают в различных психологических направлениях.
- Механизм возникновения травматической реакции: смысл травматического переживания.
- Что находится в ядре психической травмы, как она возникает.
- Диссоциация и как ее использовать в качестве ресурса для психологической работы.
- Как травма фиксируется эмоциями, и как эмоциональный компонент может становиться мишенью психологического воздействия.
- От чего зависит восприимчивость человека к к возникновению травмы.
- Как оказывать помощь при травме? Диагностика, мишени кризисной интервенции, методы и методики.

Рассуждение на тему готовности к работе с человеческой болью: работа с метафорой травмы.

Разбор одного из кейсов травматического опыта, на выбор из предложенных, по схеме.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
- Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
- В чем суть консультирования в различных психотерапевтических школах.
- Как работает психолог в рамках арт-терапии.
- Каким образом мы можем видеть паттерны проявления различных Эго-состояний в системе транзакций.
- В чем суть когнитивно-поведенческой и рационально-эмотивной терапии.
- В чем отличие гуманистического подхода в психологическом консультировании от других.

Рассмотрение эго-граммы в рамкаха трансактногоанализа личности.

Отработка упражнений НЛП.
- Супружеские отношения в семье, виды любви, особенностей межличностной коммуникации, сплоченности семьи, удовлетворенности супругов браком.
- Как строится коммуникация в семье и как проявляются ее нарушения.
- Методики диагностики внутрисемейных взаимоотношений.
- Направления психологической помощи семье в период кризиса и методы его диагностики.
- Как проводится семейное консультирование: правила, особенности и формы.
- Использование серийных рисунков и рассказов в детско-родительском консультировании.
- Проективная сказка в диагностике семейных проблем.
- Особенности консультирования по вопросам вступления в брак, супружеской измены, развода.

Анализ структурных аспектов семейной системы с помощью диагностической методики «Семейная социограмма».

Формулирование семейных системных гипотез и составление плана диагностической работы для проверки предварительной гипотезы.
- Что такое интернет-консультирование? Чем оно отличается от обычной формы работы психолога-консультанта?
- Как организовать и проводить работу психологу-консультанту в интернете?
- Какие новые возможности и риски дает консультирование в интернете?
- Есть ли ограничения для этой формы работы с клиентами?
- Терапевтические отношения клиента и консультанта в интернет-консультировании.
- Базовые варианты и приемы консультирования в интернете.
- Технология использования технических возможностей для полноценной индивидуальной и групповой работы.
- Частые техники и приемы работы интернет-консультанта с различными типами запросов клиентов.

«Дистанционная психологическая помощь: быть или не быть?»: анализ материалов информационного ресурса и написание эссе.

Анализ подходов к практике интернет-консультирования в основных направлениях современной психологии, соотнесение критериев оценки эффективности психотерапии в медицинской и психологической парадигмах.
- Этические проблемы создания и ведения терапевтических групп.
- Какой уровень подготовки необходим психологу для ведения группового консультирования?
- Практика начала и завершения групповых сессий.
- Специфика сообщения обратной связи в групповом консультировании.
- Приемы и упражнения, используемые в групповом консультировании.

Проведение и обсуждение проективной методики.

Организация и проведение практической групповой психологической работы с лицами, страдающими неизлечимыми тяжелыми недугами.
- Что такое карьерное консультирование?
- Как провести границу между психологическим и карьерным консультированием?
- Какие знания о рынке труда и современном мире профессий нужны карьерному консультанту для успешной работы?
- Специфика карьерного консультирования в различных отраслях, специализация карьерного консультанта.
- Технологии работы с клиентом на каждом из этапов карьерного консультирования.
- Особенности карьерного консультирования начинающего специалиста, midl-менеджера, top-менеджера.
- Специфика запросов по карьерному консультированию лиц в возрасте старше 45 лет, женщин, выходящих из длительного отпуска по уходу за ребенком, безработных и лиц, испытывающих постоянные трудности в поиске работы.

Анализ карьерного пути слушателей по модели смены карьеры Э. Ибарра. Составление на основе анализа классического, функционального и комбинированного резюме.

Анализ запросов по карьерному консультированию, формулирование гипотез и составление плана работы с клиентом на базе теорий карьерного менеджмента и современных методов профдиагностики.
- Что такое коучинг?
- История создания коучинга и основные представители.
- Метод сократовского диалога, майевтика.
- Принципы Милтона Эриксона. Принцип осознанности и ответственности.
- Директивный и недирективный коучинг.
- Этические нормы коучинга. Этический кодекс Международной федерации коучинга (ICF).
- Профессиональный стандарт «Коуч» Ассоциации русскоязычных коучей.
- Основные компетенции коуча. Коуч-позиция.
- Типы клиентов на коучинг.
- Отличия коучинга от психологического консультирования и других направлений работы с людьми.
- Различные направления коучинга.
- Структура коуч-сессии. «Стрела коучинга». Модель GROW.
- Три уровня слушания в коучинге. Обратная связь в коучинге.
- Шкалирование. Эффективные вопросы коучинга.
- Схема постановки цели по SMART.
- Техники «Квадрат принятия решений Рене Декарта», формат «Как если бы».
- Техники «Визуализация цели», «Стол менторов», «Стратегия Уолта Диснея». Подробное описание техники «Колесо жизненного баланса».

Сравнение коучинга и психологического консультирования.

Кейсы на определения типов клиентов, отработка техники «Колесо баланса», постановка целей по SMART.
- Что это за группа психических расстройств? На границе чего находится клиент?
- Какие есть общие признаки пограничных состояний?
- Какие основные пограничные психические расстройства выделены в МКБ.
- Как могут проявиться пограничные расстройства при проведении психологического консультирования.
- На что необходимо обратить внимание консультанту?
- Методы и техники работы при пограничных расстройствах.

Определение наличия или отсутствия пограничных расстройств по описаниям.

Решение кейсов по стратегии работы с различными клиентами с пограничными расстройствами.
- Как возникла идея создания и применения проективных методов.
- Роль бессознательного в проективных методиках.
- Достоинства и недостатки, возможности и ограничения проективных методов.
- Какие бывают проективные методы, их классификация.
- Что такое проекция? Каковы ее механизмы?
- Проективные методы в диагностике личности, в исследовании когнитивной сферы.
- Как проходит арт-терапевтический процесс и групповая арт-терапия?
- Арт-терапевтические методики: сказкотерапия, песочная терапия, техника «Коллаж», мандалы, метафорические карты.

Описание изображенного героя, подбор метафор.

Проведение проективной методики.
- Особенности развития личности в профессиональном плане.
- Что такое профессиональная деформация и профессиональная адаптация.
- Как формируются профессиональные деструкции.
- Из чего состоит профессиональное выгорание, компоненты.
- Что помогает устоять перед выгоранием.
- Профессональное здоровье, конструкивные копинги.
- Как влияет профессиональный стресс на представителей помогающих профессий.
- Виды профессионального стресса, как отличить.
- Диагностика различных аспектов синдрома эмоционального выгорания: тесты, методики.
- Анализ профилактических мер против профессиональных деструкций психолога.

Рассуждение на тему ощущения себя в профессии с помощью метафор (выражения, картинки).

Разбор предложенного кейса по схеме: описать результаты методик, сопоставить, указать особенности работы с данным случаем, написать рекомендации для респондента. Эссе о личном опыте клиента в психологическом консультировании (после консультирования в рамках обучения).
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Установление контакта с клиентом, организация безопасного пространства для консультирования.
- Работа с запросами клиентов: принятие, отказ, ограничение и переформулировка.
- Заключение консультативного контракта.
- Формирование и проверка консультативных гипотез.
- Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта.
- Определение «своих» и «чужих» проблем у клиента. Трансформация их в запрос на работу.
- Выявление ошибок в организации консультативного дискурса у психолога-консультанта.
- Анализ стенограмм консультативных бесед. Определение эффективности психолога-консультанта в различных ситуациях.
- Типы ошибок консультанта по К. Роджерсу (приказ, «уход», «постановка диагноза», отшучивание и т.д.) в активном слушании клиентов, выявление ошибок по формам реагирования клиента.
- Нахождение дополнительных смыслов в высказываниях клиентов и реконструкция ситуации, которую они описывают, на основе этих смыслов.
- Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Завершение психологической консультации и консультирования в целом. Экологическая проверка.
бесплатную консультацию


Обучение психологии
Обучение психологии для тех, кто:
- Планирует использовать знания психологии в личных и профессиональных целях.
- Хочет узнать основы различных направлений психологии — общей, социальной, клинической и других.
- Хочет научиться проводить самодиагностику психологического состояния и применять результаты для улучшения качества жизни.
На программе обучения вы познакомитесь с современными подходами и методами консультативной психологии. Овладеете методиками, которые сможете применять в своей жизни и текущей работе. Узнаете, что такое профессиональное выгорание, и научитесь избегать его в своей деятельности.
- личностное и профессиональное развитие
- адекватная самооценка
- поиск призвания
- здоровые отношения с партнером
- грамотное воспитание детей
- исследование своей личности
- профилактика выгорания
- освобождение от страхов и тревог
- понимание работы психики
Как вы будете учиться








от полной стоимости курса
- Текстовые и видеолекции
- Тестирования
- Практические задания с обратной связью эксперта
- Онлайн-консультации с экспертами
- 2 практикума
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- Библиотека вебинаров: 10000+ записей и онлайн-вебинары с сертификатами
- 1 год 3 месяца
- 1500 академических часов
Диплом о профпереподготовке с квалификациями:
- Клинический психолог
- Практический психолог
Частые вопросы
Программа состоит из тематических дисциплин. Каждая дисциплина включает несколько тем.
Весь материал дисциплины доступен сразу. Вы можете изучать его в удобное время. По расписанию проходят только консультации и вебинары — время их проведения вы увидите в личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день, за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней. Чтобы открылась следующая дисциплина, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал и выполнить задание.