Практический психолог в методе системных семейных расстановок







Самое важное о программе
- Академическая база по психологии с учетом требований ФГОС высшего образования: бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и профстандартов: «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 №716н), «Психолог-консультант» (утв. Приказом Минтруда РФ от 14 сентября 2022 г. N 537н)
- Прикладные инструменты психолога для работы с клиентами
- Более 20 онлайн-консультаций с преподавателями по дисциплинам программы
- Домашние задания с проверкой
- Онлайн-встречи в мини-группах для отработки навыков
- Интервизии — обсуждения кейсов и сложных случаев с одногруппниками
- Психологический практикум с отработкой навыков психодиагностики, составления и проверки гипотез, консультирования с применением различных техник, составления программы тренинга
- Практикум по проведению классической расстановочной сессии
- Практикум по системным расстановкам

- Обучение продвижению своих услуг, возможность стажировки у партнеров и на базе Института
- Более 20 вебинаров от экспертов ежемесячно с выдачей сертификатов за посещение
- Более 2000 вебинаров в записи с разборами психологических техник и подходов
- Рекомендации дополнительной литературы от преподавателей
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 14,5 месяцев
- 1580 ак. часов
- 12 учебных часов в неделю
- Что делает практический психолог.
- Личностные проблемы психолога: власть; самокрасование; ответственность; проблема близких отношений с клиентом; недостаточная личностная зрелость психолога; разочарование психолога в своей деятельности.
- Сложности при взаимодействии с клиентом: поддержка «неблаговидных дел» клиента; поиск «своего клиента» или «своего психолога»; «позднее прозрение» клиента; скучный клиент; неверие в возможности клиента.
- Методические трудности в работе психолога: следование «методическим модам»; чрезмерное экспериментирование; отсутствие общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения; отсутствие общепризнанных критериев оценки качества работы психолога; неизбежность профессиональных «секретов»; оплата и подарки.
- Этические принципы, нравственные дилеммы и требования к личности психолога.

Техника «Коллаж» на тему «Я практический психолог».

Решение психологических задач по проблемам этических, нравственных дилемм в деятельности психолога.
- Что изучает психология.
- Что такое психика.
- Психология поведения и деятельности человека.
- Как устроены ощущение и восприятие.
- Всё, что нужно знать о процессах внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.

Психология – наука или искусство? Анализ предмета психологии, личный взгляд каждого.

Самоанализ, как устроены мои психические процессы, их виды, функции, феномены, проявления.
- Возрастная психология: с чем мы рождаемся и какие изменения происходят в процессе нашего взросления.
- Разные подходы в определении возраста и его особенностей. Возрастные периодизации.
- Что является предпосылками развития человека, как оно происходит.
- Всё, что нужно знать психологу о периодах младенчества и раннего детства, дошкольниках и школьниках, подростках и юношах.
- Как проходит молодость и ранняя взрослость.
- С чем мы приходим в зрелый возраст. Когда начинается и как проходит период старения.

Исследования своего переживания возраста.

Самоанализ своих жизненных этапов развития, основанный на периодизации Э. Эриксона.
- Что изучает дифференциальная психология?
- Понятия индивид, индивидуальность, личность; какие критерии личности? Какова структура индивидуальности?
- Что такое темперамент, характер? В чем схожесть и различия? Типологии и психодиагностика.
- Что является основой способностей и условием их развития?
- От чего зависят индивидуальные различия и на каких уровнях развития человека они проявляются?
- Что такое индивидуальный стиль деятельности и жизни? Чем он обусловлен?

В формате форума обсуждение на тему: «Мои индивидуальные особенности или Чем я отличаюсь от других»?

Самодиагностика индивидуального стиля деятельности и прогноз, как он повлияет на работу психологом консультантом.
- Как в психологии рассматривают личность? Рассмотрим положения, касающиеся природы человека.
- Что лежит в основе психоаналитической теории личности: З. Фрейд и его последователи.
- Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности.
- Социально-когнитивное направление в теории личности.
- Гуманистические и феноменологические направления в теории личности.
- Как рассматривается личность в отечественных теориях.

Анализ защитных механизмов в теории психоанализа.

Анализ типов личности по Э. Фромму и социальных потребностей по К. Хорни.
- Как выглядит и работает центральная нервная система (ЦНС).
- Эволюционное развитие нервной системы.
- Как устроена нервная клетка.
- Что такое рефлексы и какие они бывают.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека.
- Все самое важное о спинном и головном мозге.
- Локализация различных функций в коре головного мозга.

Исследование рефлекторных реакций человека.

Чтение схем и определение структурных элементов ЦНС по строению и функциям, нахождение отличительных особенностей между функциональными элементами нервной системы.
- Что такое высшая нервная деятельность (ВНД).
- Представление о сенсорных системах.
- Чем отличаются безусловный и условный рефлекс.
- Что изучает психофизиология.
- Из чего состоит функциональная система и какова ее роль в организме.
- Психофизиология познавательных процессов. Как работают внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
- Психофизиология эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы. Как потребности, мотивы и эмоции возникают и регулируют нашу деятельность.

Исследование типа темперамента.

Как проходят процессы обусловливания и формирования условного рефлекса.
- О чем интересном нам рассказывает социальная психология.
- Как происходит общение и возникают конфликты?
- Какие особенности есть у больших и малых групп.
- Как протекают групповые процессы?
- Место личности в социальных процессах.

Обсуждение: «Человек - существо социальное. Что это значит?»

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Семья. Чем отличается системный взгляд на семью от линейного?
- Что такое семейная структура и функция, как они влияют на семейную жизнь.
- Чем отличаются гармоничные семьи от дисгармоничных.
- Как работать с генограммой семьи.
- Что такое жизненный цикл семьи, какие бывают семейные кризисы.
- Методики исследования семейной системы и основы построения циркулярного интервью в работе с семьей.
- Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии. Ее основные техники.
- Приемы работы по преодолению сопротивления.
- Как типы привязанности влияют на супружеские отношения.
- Основные техники и интервенции эмоционально-фокусированной терапии супружеских пар.
- Что можно сделать с помощью метода системных семейных расстановок.

Нахождение признаков семейных мифов в истории семьи.

Изображение и анализ истории семьи с помощью генограммы.
- Как проходило изучение конфликтов и путей их разрешения.
- Что такое конфликт и его влияние на жизнь и деятельность противоборствующих сторон.
- Какие бывают конфликты, из чего они состоят и как протекают.
- Особенности конфликтов в организациях и причины их возникновения.
- Как ведут себя люди в конфликтных ситуациях. Типы конфликтных личностей.
- Технологии управления конфликтами и позитивное поведение в конфликтных ситуациях.
- Как эффективно провести переговорный процесс.
- Медиация и роль посредника в переговорах.
- Как урегулировать конфликт?

Решение задач по конфликтологии.

Составление презентации плана проведения процесса медиации.
- Какое поведение определяют как девиантное.
- Почему возникает девиантное поведение.
- Психологические механизмы девиантного поведения.
- Какие виды девиантного поведения сейчас выделяют. В чем их особенность?
- Что нужно сделать для профилактики девиантного поведения?
- Как проводить коррекцию отклоняющегося поведения личности.

Составление портрета клиента с одним из видов девиантного поведения.

Подбор героев из литературы или фильмов с основными видами девиантного поведения.
- Что изучает клиническая психология?
- Как различать норму и патологию, здоровье и болезнь.
- Внутренняя картина болезни.
- Психологические аспекты болезни, причины и механизмы.
- Консультирование больных людей: границы компетенции психолога.
- Специфика консультирования отдельных категорий клиентов с расстройствами здоровья.

Дискуссия о границах нормы на примере конкретного случая.

Оценка внутренней картины болезни клиента на основе существующих моделей (анализ случая).
- Психодиагностика в работе практического психолога. Зачем она нужна?
- Как возникли тестирование и проективный метод. Другие методы психодиагностики.
- Как разрабатывают методики диагностики: этапы стандартизации. Валидность и надежность тестов.
- Что мы можем получить в результате психодиагностики: интерпретация и анализ данных.
- Какие диагностические заключения бывают. Что в них нужно указывать.
- Как запланировать, подобрать методики и провести психодиагностическое исследование.
- Диагностика интеллекта, умственного развития и личностных особенностей.
- Психологический и клинико-психологический диагноз. Возможные ошибки в постановке диагноза.

Проективная методика на тему «Путешествие по символам».

Самооценка психических состояний и анализ результатов.
- Что такое «психологическое консультирование», как этот вид практической психологической помощи отличается от других.
- Какие клиенты могут прийти на консультирование.
- Позиции психолога-консультанта при взаимодействии с клиентами.
- Структура психологического консультирования.
- С чего начать и как закончить психологическую консультацию.
- Особенности каждого этапа консультации: цели, трудности, техники и возможные ошибки.

Проективная методика на тему «Эмблема и девиз психологического консультирования».

Формулирование консультативных гипотез по запросам клиентов.
- Может ли психолог применять психотерапию?
- В каких случаях мы используем психотерапию и чем она отличается от психологического консультирования?
- Какие направления психотерапии сегодня популярны?
- Как сформулировать психотерапевтический запрос?
- Современные направления психоанализа: психодинамическая психотерапия, групп-аналитическая психотерапия, индивидуальная психология Альфреда Адлера.
- Телесно-ориентированная психотерапия – обзор методов, особенности каждого направления.
- Психосинтез Р. Ассаджиоли – направление психотерапии и философская концепция.
- Психодрама как самостоятельный метод или часть других концепций.
- Гештальт–терапия – один из наиболее развивающихся методов и её основные положения.

Анализ клиентских случаев, написание и обсуждение эмоциональных откликов.

Работа с запросами, определение стратегии, направления и техник.
Состоит из практических заданий и упражнений:
- Подбор диагностических методов и методик под запрос клиента. Проведение психологического исследования. Анализ данных и составление заключения.
- Формирование и проверка консультативных гипотез. Анализ клиентских ситуаций и формулирование вопросов с профессиональной позиции консультанта. Использование различных техник в процессе психологического консультирования.
- Составление программы тренинга. Подбор техник по задачи и цели тренинга. Описание целевой аудитории.
- Введение в профессию расстановщика
- Системные расстановки как психологическое направление
- История появления метода и связь метода с другими направлениями
- Области применения метода системных семейных расстановок. Возможности и ограничения метода системных семейных расстановок
- Анализ феноменологического поля: понятие, свойства и феномен поля
- Анализ феноменологического поля: механизмы и связи, действующие в системных расстановках
- Анализ феноменологического поля: чтение поля
- Семейная система: семейная система как явление и его закономерности
- Связи в семейной системе
- Семейная система: связь семейной системы с иными системами (партнёрской, родительской, родовой)
- Семейная система: связь семейной системы с различными явлениями в жизни клиента (препятствия, ресурсы).

Постановка цели на обучение.

- Анализ видео по теме «Подготовка к расстановочному интервью»;
- Проведение расстановочного интервью в парах.
- Виды запросов для работы с помощью метода семейных системных расстановок
- Цели и задачи применения метода семейных системных расстановок
- Виды расстановок и области применения данных видов расстановок
- Базовый инструментарий и основные понятия системного мышления расстановщика
- Пространство расстановочного процесса
- Фигуры в расстановках. Заместители в расстановках
- Генограмма в расстановках
- Дополнительные инструменты расстановщика
- Разрешающие фразы
- Состояние расстановщика как инструмент. Опоры расстановщика
- Обязательные этические условия при проведении расстановочной сессии любого формата
- Уровень чувствительности расстановщика и методы его развития
- Этика взаимодействия с клиентом: контакт с клиентом во время сессии и особенности его протекания
- Этичные способы выбора клиента, отказа клиенту, передачи клиента
- Ресурсы расстановщика перед началом расстановочной сессии
- Ресурсы клиента перед началом расстановочной сессии
- Свобода и возможности расстановщика во время расстановочной сессии

Расстановочное интервью с клиентом по чек-листу.

- Выполнение упражнения на развитие собственной чувствительности.
- Выполнение упражнения на развитие внутренней чувствительности.
- Основные этапы расстановочной сессии подготовительный, основной, заключительный этапы, пост-сопровождение.
- Этапы работы с клиентом во время расстановочной сессии.
- Организация подготовительного этапа классической расстановочной сессии.
- Сбор запроса от клиента перед началом расстановочной сессии.
- Определение целей и задач классической расстановочной сессии под запрос клиента.
- Ввод участников в расстановочную сессию.
- Выставление фигур и анализ положения фигур в пространстве.
- Опрос фигур и выявление связей между фигурами.
- Разрешающие фразы и изменение динамики фигур.
- Признаки завершения основного этапа классической расстановочной сессии.
- Вывод участников из расстановочного процесса.
- Рефлексия от участников расстановочного процесса.
- Анализ полученной информации по завершению расстановки.
- Внедрение полученного опыта в расстановке в жизнь клиента.

- Проведение анализа видео установления контакта с различными типами клиентов;
- Проведение анализа этапа формулирования рабочего запроса клиента.

- Проведение анализа видео с примером расстановки: подготовка схемы интервенций;
- Проведение анализа видео с примером расстановки: определение этапов расстановочной сессии (тайминг, алгоритм работы)
- Практика анализа классической расстановочной сессии.
- Практика посещения классической брасстановочной сессии.
- Организация подготовительного этапа классической расстановочной сессии.
- Знакомство в группе и начало работы.
- Практика проведения классической расстановочной сессии.

Проведение классической расстановочной сессии по рекомендуемой теме «Отношения с мамой».

- Проведение полного анализа классической расстановочной сессии по видео;
- Проведение анализа классической расстановочной сессии после посещения расстановок в качестве наблюдателя (заместителя) и клиента.
- Форматы и виды расстановочных сессий, их ограничения и возможности.
- Родительско-детские отношения как часть родовой системы (возрастные этапы).
- Особенности расстановочных сессий по детско-родительским отношениям.
- Партнерские отношения как часть родовой системы.
- Особенности расстановочных сессий по работе с партнерскими отношениями. Работа с запросами на поиск партнера; улучшение существующих отношений; завершение прошлых/существующих отношений.
- Особенности расстановочной сессии по работе с препятствиями и ограничениями.
- Виды препятствий и ограничений.
- Приобретение ресурса в ходе расстановочной сессии.

- Проведение расстановочной работы с препятствиями и ограничениями в мини-группах, анализ проведенной работы;
- Проведение расстановочного интервью с клиентом и формулирование запроса в двух вариантах: очном и дистанционном.

- Выполнение расстановочного упражнения «Мое место в родительской семье», проведение анализа работы после выполнения;
- Выполнение расстановочного упражнения «Мой идеальный партнер», проведение анализа работы после выполнения.
- Особенности расстановочной сессии по работе с родовой системой.
- Особенности работы с ситуациями, зафиксированными в памяти рода.
- Работа с родом для получения ресурса.
- Признаки травмы и методы выведения из травматического состояния группы.
- Особенности расстановочной сессии по работе с травмирующими обстоятельствами.
- Приемы работы с травмой в расстановочной сессии.
- Оценка ресурса клиента и собственного ресурса перед началом расстановочной сессии.
- Особенности работы с психосоматическими заболеваниями. Ограничения применения данного вида расстановочной сессии.
- Особенности расстановочных сессий при работе с психосоматическими заболеваниями.
- Необходимые условия для начала работы с психосоматическими заболеваниями.

Проведение расстановочной сессии на тему «Получение ресурса из рода», анализ проведенной работы.

- Проведение расстановочного упражнения «Работа с частями», «Работа с симптомом», анализ проведенной работы;
- Проведение расстановочного упражнения «Работа с частями», анализ проведенной работы.
- Различные форматы проведения расстановочных сессий.
- Особенности индивидуальной расстановочной сессии.
- Организация основного этапа индивидуальной расстановочной сессии.
- Онлайн-сессия как инновационный формат применения метода.
- Особенности организации онлайн-расстановки.

Дискуссия в мини-группах и саморефлексия на тему «Форматы проведения расстановочных сессий».

- Анализ расстановочной сессии с использованием напольных маячков;
- Проведение расстановочной сессии на тему «Работа с целью», анализ выполненной работы.
- Терапевтическая позиция расстановщика. Методы оценки своего состояния.
- Методы возвращения терапевтической позиции.
- Ключевые состояния клиентов во время расстановочной сессии: сопротивление, попадание в травму, перенос, отказ от взаимодействия.
- Способы корректировки расстановочной сессии в зависимости от оценки собственного состояния.
- Необходимость супервизии и интервизии для расстановщика.
- Методы постановки целей на супервизию/интервизию, выбор супервизора (интервизора).

Обсуждение в мини-группах терапевтической позиции: состояние в начале обучения и сейчас, методы возвращения и укрепления терапевтической позициию

- Проведение упражнения «Сложная тема в расстановочной практике», анализ выполненной работы;
- Проведение упражнения «Работа с частями», анализ выполненной работы.

- Разбор кейсов из расстановочной практики: анализ, предложение по действиям расстановщика.
- Проведение и защита выпускной расстановочной сессии с клиентом (формат - на выбор слушателя).
бесплатную консультацию


Практический психолог со специализацией в системном методе Б. Хеллингера
Психолог-практик — это специалист, который оказывает психологическую поддержку. Помогает клиенту разобраться в причинах проблем и найти выход из сложной ситуации. Для работы психолог может использовать инструменты из разных подходов. Один из таких — системный метод Б. Хеллингера. Согласно этому методу, все поколения семьи связаны на бессознательном уровне. И часто клиент не видит корни проблем в своей жизни, потому что они находятся слишком глубоко.
Метод системных расстановок по Хеллингеру — это эффективная форма групповой и индивидуальной работы. В процессе работы психолог может найти источник проблем и трудностей, с которыми сталкивается клиент, в последствиях событий, произошедших в предыдущих поколениях семьи. В основе системного метода Хеллингера лежат подходы, которые доказали свою эффективность на практике: психодрама, транзактный анализ и другие. Метод признан Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой.
- Личностный рост
- Сложности в отношениях с близкими
- Финансовые трудности
- Сложные жизненные ситуации
- Ограничивающие установки
- Негативные жизненные сценарии
- Психологические травмы
- Психосоматические проявления
- Вопросы самореализации
Как вы будете учиться






- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии


бесплатную консультацию


- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем или среднем профессиональном образовании либо справка об обучении из вуза;
- СНИЛС.


Интенсивная практика: 8 онлайн-занятий с группой и экспертами
- новые техники для работы и их применение
- составления маршрута карьерного развития
- групповая интервизия с обратной связью от эксперта
- проработка своих личных границы и установок
Подробности у специалиста по приему





от полной стоимости курса
- Видео- и текстовые лекции
- Тестирования
- 67 практических заданий с обратной связью от эксперта
- 23 онлайн-консультации с преподавателями
- 16 встреч в мини-группах для отработки навыков
- 13 групповых интервизий
- 3 практикума
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу
- Библиотека вебинаров: 10000+ записей и онлайн вебинары с сертификатами
- 14,5 месяцев
- 1580 академических часов
Диплом о профпереподготовке с квалификацией
- «Практический психолог»
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
Для прохождения программы нужно обязательно пройти две консультации (оплачиваются дополнительно) и написать рефлексивный отчет о полученном опыте. Личное консультирование – обязательная часть подготовки психологов-консультантов как в российских психологических сообществах, так и в мировых. Это средство самопознания и незаменимый этап профессионального становления. Для этого Вы сможете выбрать психолога-консультанта из числа практикующих преподавателей, аккредитованных в институте или найти личного психолога вне института, работающего в сфере консультирования (в этом случае его образование, опыт работы и специализацию нужно будет подтвердить).