Клиническая психология: курс для практикующих специалистов







Самое важное о программе
- Академическая база по психологии с учетом требований ФГОС высшего образования (специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (утв. Приказом Минобрнауки России от 26.05.2020 № 683)) и профстандарта «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 № 716н)
- Прикладные инструменты для работы с клиентами
- Домашние задания с проверкой
- Групповые практикумы для отработки навыков
- Интерактивная игра по реальному клиническому запросу «Да это же клиника!»
- Воркшопы для тренировки техник
- Групповая супервизия с обратной связью по вашей работе от эксперта
- Две личные консультации с психологом
- Шестнадцать онлайн-консультаций с преподавателями по темам дисциплин
- Практикумы по нейропсихологической диагностике и коррекции, патопсихологии, применению психотерапевтических технологий и междисциплинарный практикум

- Поддержка на старте карьеры при трудоустройстве и открытии частной практики
- Более 20 вебинаров от экспертов каждый месяц с выдачей сертификатов за посещение
- Более 2000 вебинаров в записи с разборами техник, подходов, кейсов
- Рекомендации дополнительной литературы от преподавателей
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 8 месяцев
- 744 ак. часа
- 12 учебных часов в неделю
- Теоретические и методологические основы клинической и медицинской психологии.
- Клиническая и медицинская психология – соотношение понятий.
- Клиническая (медицинская) психология на современном этапе развития.
- Клинические и психологические критерии психической нормы и патологии.
- Методология клинико-психологического исследования.
- Основные направления деятельности клинического психолога.
- Типология нарушений психической деятельности: нарушения памяти и внимания, нарушения мышления и сознания, нарушения эмоционально-личностной сферы (включая тревожные расстройства, биполярное аффективное расстройство, депрессивные расстройства).

Дискуссия о границах психической нормы в современном обществе.

Анализ клинического случая, определение типа расстройства личности.
- Этическая модель Гиппократа. Этическая модель Парацельса и более поздние модели взаимодействия врача и пациента. Деонтология. Биоэтика. Основные этические принципы в работе психолога. Этический кодекс психолога Российского психологического общества. Правовые основы деятельности клинического психолога в России. Распространенные проблемы в деятельности клинического психолога. Лицензирование, сертификация и аккредитация клинических психологов.
- Обязательная аккредитация клинических психологов, работающих в системе здравоохранения.
- Добровольная сертификация психологов. Лицензирование деятельности клинического психолога.
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Приказ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».
- Приказ «О психотерапевтической помощи». Приказ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения». Профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере». Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону».
- Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Профессиональный стандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования). «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Составление таблицы-описания области профессиональной деятельности клинического психолога с описанием должностных обязанностей профессиональных компетенций и личностных качеств клинического психолога. Решение практикоориентированных ситуационных задач, позволяющих слушателям научится самостоятельно анализировать ситуации и запросы клиентов. Освоить принципы применения этических принципов и нормативных актов в конкретных клинических ситуациях. Подготовится к профессиональной деятельности
- Что такое невропатология.
- Представление о работе анализаторов нервной системы.
- Понятия «неврологический симптом» и «неврологические синдромы».
- Методика неврологического осмотра.
- Нозологические группы заболеваний нервной системы.
- Психологическая помощь в частной неврологии. Этапы оказания психологической помощи.
- Какова роль психолога в медицинской и социальной реадаптации больных неврологического профиля.

Инсульт, первые симптомы и признаки инсульта.

Чтение схем и определение неврологических синдромов поражения.
- Становление нейропсихологии как науки.
- Источники нейропсихологического знания.
- Проблема соотношения психики и мозга.
- Теоретические представления о связи психических функций с мозговыми структурами.
- Три функциональных блока мозга и их роль в обеспечении психической деятельности.
- Основные положения синдромного анализа в нейропсихологии.
- Нейропсихологические синдромы.
- Нейропсихологические факторы.
- Методические принципы нейропсихологической диагностики – конструирования методик и создания диагностических комплексов.
- Методики нейропсихологии, классические и модифицированные методические комплексы.
- Понятие о функциональной асимметрии полушарий мозга и их взаимосогласованности, природе и генезисе межполушарной асимметрии.
- Функциональные различия левого и правого полушария.
- Понятие о латерализации моторных и сенсорных функций.
- Индивидуальный латеральный профиль.
- Агнозии, их виды и физиологическая основа.
- Зрительные агнозии.
- Тактильные агнозии и соматоагнозии.
- Слуховые агнозии.
- Апраксии, общая характеристика нарушений праксиса, анатомо-физиологическая основа апраксий.
- Апраксии при поражении верхней части (прилегающих к первичной моторной коре) премоторных областей – кинестетическая апраксия.
- Апраксии при поражении теменно-затылочных отделов коры – пространственная апраксия.
- Апраксии при поражении нижней (прилегающей к лобным долям) части премоторных областей коры – кинетическая апраксия.
- Апраксии при поражении префронтальных отделов коры.
- Речевая функция и ее строение. Нейропсихологический подход к исследованию речи.
- Речь как функциональная система. Импрессивная речь.
- Экспрессивная речь: повторная (повторяющая) речь; номинативная речь.
- Афазии, их виды и симптоматика.
- Планирование нейропсихологического исследования и его этапы.
- Варианты диагностической процедуры при различных локальных поражениях и нарушениях функционального созревания головного мозга.
- Структура заключения по данным нейропсихологического исследования.
- Реабилитация, коррекция, восстановительное обучение как практические задачи нейропсихологии.
- Способы восстановления высших психических функций.
- Восстановительное обучение при различных нарушениях ВПФ.
- Нейропсихологическая экспресс-реабилитация больных, перенесших инсульт.
- В каких случаях необходима нейропсихологическая коррекция развития?
- Специфика диагностики и нейропсихологической помощи при нарушениях высших психических функций в детском возрасте, принципы и подходы к организации коррекционной работы детских нейропсихологов.
- Программа замещающего онтогенеза, этапы ее реализации и применяемые техники.

Воркшоп от преподавателя с разбором кейсов и консультацией по выполнению заданий практикума.исследование особенностей обработки информации правым и левым полушарием головного мозга.

Определение области поражения мозга по симптомам. Проведение эксперимента. Определение нарушения высших психических функций по симптомам. Определение вида нейропсихологической помощи. Решение кейсов.
- Введение в общую психопатологию. Основы синдромологии.
- Связь синдромов с нозологическими единицами. Нозологическая специфичность синдромов.
- Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
- Аффективно-эндогенный патопсихологический синдром. Биполярное аффективное расстройство. Классификация аффективных психозов.
- Органический патопсихологический синдром. Эпилепсия. Органический психосиндром: признаки, формы.
- Деменции. Клинико-психиатрический аспект (критерии деменций, степени тяжести, слабоумие при эндогенно-органических атрофических процессах головного мозга).
- Олигофренический патопсихологический синдром. Умственная отсталость. Основные клинические и психометрические аспекты расстройства.
- Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя. Алкогольные (металкогольные) психозы. Наркомания.
- Неврозы в клинической психиатрии.
- Расстройства личности (психопатии). Клинические типы психопатий.

Анализ случая из клинической практики психиатрии.

Отработка умения использовать профессионально-ориентированную терминологию в практической деятельности.
- Предмет и задачи клинической патопсихологии.
- Методологические основы клинической патопсихологии.
- Симптомы и синдромы в клинической патопсихологии.
- Основы проведения патопсихологического исследования.
- Принципы написания заключения экспериментально-психологического исследования.
- Патопсихологическая оценка расстройств психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, личностная организация).
- Симптомокомплексы психических расстройств (шизофренический, эндогенно-аффективный, при диффузных поражениях мозга и при атрофических процессах, при эпилепсии, умственной отсталости, при расстройстве личности и невротических расстройствах).

Отработка навыка клинического описания психического статуса пациентов.Воркшоп от преподавателя с разбором кейсов и консультацией по выполнению заданий практкиума.

Отработка навыков патопсихологической оценки нарушений психики.
- Теоретические подходы к проблеме НПР (нарушений психического развития) в детском и подростковом возрасте.
- Основные теоретические подходы к проблеме «норма-аномалия».
- Классификации нарушений психического развития.
- Аномалии развития в связи с недостаточностью анализаторных систем.
- Нарушения развития речи. Искаженное и дисгармоничное психическое развитие.
- Специфика нарушений в психическом развитии у подростков.
- Трудности социализации и обучения по общеобразовательным программам у детей и подростков с выраженными нарушениями психического развития.
- Психологические методы в диагностике аномального ребенка.
- Актуальность оказания ранней помощи детям с нарушениями психического развития. Абилитация и реабилитация.
- Закономерности воспитания и обучения детей с отклонениями в психическом развитии.

Специфика нарушений психического развития ребенка (нарушение развития речи).

Решение кейсовых заданий по видам нарушений психического развития.
- Что изучает геронтология.
- Старение как необратимая смена фаз индивидуального развития.
- Нормальное и патологическое старение.
- Как управляется деятельность нервной системы и регулируются физиологические функции организма человека при старении.
- Какие социально-психологические проблемы пожилых людей есть на современном этапе.
- Что нужно знать об особенностях психологического консультирования пожилых и старых людей.
- Психологические методы коррекции старения.

Дискуссия о роли когнитивных нарушений при старении.

Исследование индивидуальных особенностей переживания возрастных периодов.
- Сексология: предмет изучения, современное значение, место среди других дисциплин. Основные феномены сексуальности (копулятивный цикл, проявления нормальной сексуальности у мужчин и женщин), понятия нормы и патологии.
- Психосексуальное развитие человека: этапы, периоды и фазы. Нарушение сроков развития (задержки и преждевременное развитие).
- Искажения психосексуального развития: нарушение полового самосознания.
- Искажения психосексуального развития: нарушение формирования половой роли.
- Искажения психосексуального развития: парафилии.
- Нарушение психосексуальных ориентаций по возрасту и полу объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия, гомосексуализм).
- Расстройства половой сферы у лиц с психическими заболеваниями (акцентуации характера, психопатии, шизофрения, эпилепсия, олигофрения).
- Методы исследования сексуальности.
- Семейно-сексуальные дисгармонии.
- Эректильные дисфункции.

Анализ случая из практики судебной сексологии.

Определение собственной половой конституции.
- Что это за группа психических расстройств? На границе чего находится клиент?
- Какие есть общие признаки пограничных состояний?
- Какие основные пограничные психические расстройства выделены в МКБ.
- Как могут проявиться пограничные расстройства при проведении психологического консультирования.
- На что необходимо обратить внимание консультанту?
- Методы и техники работы при пограничных расстройствах.

Определение наличия или отсутствия пограничных расстройств по описаниям.
Заполнение схем на отработку умения ориентироваться в различиях нормы и патологии в психическом здоровье. Выполнение задания, направленного на отработку умения ориентироваться в различных подходах к определению понятие «граница» с позиций существующих подходов к пониманию психической нормы. Проведение анализа предложенных преподавателем консультативных случаев и диалогов консультанта с клиентами с целью выявления ошибок, допускаемых консультантом в работе с клиентом.
- Психоанализ и психоаналитическая психотерапия.
- Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.
- Телесно-ориентированная психотерапия.
- Поведенческая психотерапия.
- Когнитивная психотерапия.
- Нейролингвистическое программирование.
- Психодрама.
- Гештальт-терапия.
- Клиент-центрированная психотерапия.
- Экзистенциальная психотерапия.

Анализ и развитие способности к эффективной коммуникации.

Отработка навыков наблюдения и проверка работы позитивного подкрепления в методах КПТ, техниках динамического направления, экзистенциально-гуманистического направления в психотерапии
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации.
- Стресс: история изучения, определение, кривая развития стрессовой ситуации.
- Способы коррекции и профилактики стрессовых состояний.
- Состояние, поведение и деятельность человека в экстремальных ситуациях.
- Психологическая помощь людям в экстремальных ситуациях.

Проективная методика «Человек под дождем» Е.С. Романовой и Т.И. Сытько. Методика позволяет понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, а также позволяет увидеть применяемые защитные механизмы.

Самооценка психических состояний и анализ результатов, разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Проблема соотношения психического и соматического в науке и медицине.
- Развитие научного знания психосоматики и психологии здоровья.
- Тенденции и современные направления изучения психосоматических расстройств в медицине и психологии.
- Психоаналитические концепции психосоматических расстройств.
- Характерологически и психофизиологически-ориентированные модели психосоматических расстройств.
- Современный интегративный подход в психосоматике.
- Терапия психосоматических расстройств и психологические особенности пациента.

Ррешение кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения и ее описание.
- Психологический стресс и синдром выгорания.
- Индвидуально-личностные характеристики как фактор профессионального выгорания.
- Структура и признаки профессионального выгорания.
- Развитие навыков саморегуляции как внутреннего ресурса клинического психолога.
- Особенности системно-функциональных механизмов саморегуляции.
- Особенности преодоления синдрома выгорания клиническим психологом.
- Этапы и формы профилактической работы по выгоранию клинического психолога.
- Самообновление как основной фактор преодоления профессионального выгорания.
- Супервизия и ее роль в коррекции профессионального выгорания клинических психологов.

Групповая консультация и групповая супервизия.

Разбор кейса с проблемной ситуацией, анализ ситуации, поиск конструктивного решения.
- Сущность, основные категории и понятия психологической экспертизы.
- Нормативно-правовая и организационная основа экспертной деятельности с участием психолога.
- Методологическое и инструментально-методическое обеспечение деятельности эксперта-психолога.
- Судебные экспертизы с участием клинического психолога.
- Деятельность психолога-эксперта медико-социальной экспертной комиссии.
- Экспертная работа клинического психолога в психолого-медико-педагогической экспертной комиссии.
- Экспертиза аффекта.
- Экспертиза индивидуально-личностных особенностей.
- Особенности проведения психологических экспертиз отдельных категорий подэкспертных лиц.

Самоисследование наличия интуитивного экспертного мышления и игровое моделирование процесса экспертного оценивания.

Решение кейсов по экспертным ситуациям.
- Состоит из практических заданий и упражнений:
- Критерии психологической нормы.
- Оценка психосоматического риска и психологических основ здоровья.
- Личностные расстройства и их определение.
- Отклонения в индивидуальном развитии психически здоровых лиц. Клинические аспекты геронтопсихологии.

Игра трансляция «Да это же, клиника!»

Решение кейсов.
- Проводится в форме тестирования.
- Включает случайные тестовые вопросы всех дисциплин.
- Решение практической задачи (оценивается преподавателем).
бесплатную консультацию


Кто такой клинический психолог
Клинический психолог — это специалист, который помогает как здоровым клиентам, так и тем, у кого есть психические нарушения: неврозы, тревожные и депрессивные состояния, расстройства и психосоматика. Он может специализироваться в определенных областях, таких как нейропсихология, патопсихология или онкопсихология. В своей практике клинический психолог применяет методы из различных подходов.
На программе по клинической психологии вы научитесь понимать, когда психологические проблемы становятся следствием соматических заболеваний, и наоборот. Сможете профессионально поддерживать клиентов, которые проходят лечение у психиатра и других врачей.
Вы научитесь:
- Оценивать психическое развитие, состояние когнитивных функций, эмоциональной сферы, развития личности, социальной адаптации.
- Разрабатывать и применять программы психологического вмешательства и помощи, в том числе клиентам с ограниченными возможностями здоровья. Проводить индивидуальные и групповые консультации.
- Строить свою работу согласно нормативно-правовым аспектам деятельности клинического психолога.
В обучение включены только специализированные темы по клинической психологии — вам не придется повторно проходить базовую психологическую подготовку.
- тревожность
- пограничные расстройства
- депрессии
- невротические расстройства
- проблемы самооценки
- психосексуальные расстройства
- нарушения поведения и когнитивных процессов
- психосоматические заболевания и патологии
- расстройства психических процессов
Как вы будете учиться






- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии


- базовое психологическое образование;
- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем образовании либо справка об обучении из вуза;
- СНИЛС.


бесплатную консультацию






от полной стоимости курса
- Лекции
- Тестирования
- Практические задания с обратной связью эксперта
- 4 практикума
- 3 воркшопа
- 2 личные консультации
- 1 групповая супервизия
- Игра-трансляция
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу, возможность стажировок
- Библиотека вебинаров: 10000+ записей и онлайн вебинары с сертификатами
- 8 месяцев
- 744 академических часа
Диплом о профпереподготовке с квалификацией:
- «Клинический психолог»
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
Клиническая психология. Оказание клинико-психологической помощи населению (744ч)
В рамках наших учебных программ после приобретения курса на ваш баланс автоматически начисляются консультации и супервизии сроком на 30 дней. Их срок действия будет автоматически пролонгироваться каждый месяц до их использования на необходимой по учебному плану дисциплине.

