Транзактный анализ: курс для практикующих специалистов







Самое важное о программе
- Теоретическая база с учетом требований ФГОС высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 «Психология») и профстандарта «Психолог в социальной сфере» (утв. Приказом Минтруда России от 14 сентября 2023 №716н)
- Техники, методики и другие прикладные инструменты для работы с клиентами
- Домашние задания с обратной связью от преподавателя
- Ознакомительная онлайн- встреча в начале программы
- Восемь онлайн-консультаций с преподавателем по дисциплинам программы
- Воркшопы и мастер-классы с экспертами: по определению эго-состояний и сценарных процессов, треугольнику Карпмана, здоровой коммуникации и другим темам
- Финальная групповая супервизия с обратной связью от эксперта по вашей работе

- Обучение маркетингу для помогающих специалистов и развитию личного бренда
- Более 20 вебинаров от экспертов ежемесячно с выдачей сертификатов за каждое посещение
- Более 2000 записей вебинаров с разборами психологических направлений и инструментов
- Списки дополнительной литературы от преподавателей
- Бонусы: чек-листы, алгоритмы, инструкции от экспертов-практиков
- Зарегистрируем ваш диплом в ФИС ФРДО*. Документ дает право работать официально, подтверждает вашу квалификацию, действует по всей России
- Отправим диплом почтой через 14 дней после успешного прохождения программы и итоговой аттестации
- Выдаем итоговые документы на основании лицензии Департамента образования и науки города Москвы № Л035-01298-77/00182075
- Дополнительно выдаем электронные сертификаты* за участие в онлайн-вебинарах. Доступ к ним, а также к 10000+ записей прошедших вебинаров, открывается на время обучения и действует еще 3 месяца после выпуска
Учебный план
- 6 месяцев
- 480 ак. часов
- 8 учебных часов в неделю
- Эрик Берн, его личность и идеи.
- Как использовать транзактный анализ (ТА) в психотерапии. Современные концепции ТА: теория С. Карпмана, школа перерешения Гулдингов, Репарентинг и школа катексиса. Что такое психологические игры, как они работают.
- Определение, ценности и философия ТА. Самоанализ и рефлексия работы с клиентом, этика специалиста.
- Контракты в ТА: что это, какими бывают, зачем используются, как заключать. Понятие автономности.
- Как применяют транзактный анализ. Чем отличается консультирование от психотерапии. Как психолог организует работу с клиентом. Основные этапы краткосрочного консультирования. Главные правила психотерапии в транзактном анализе. Включение в ТА принципов гештальт-терапии.
- Этапы длительной психотерапии. Как понять, чего хочет клиент. Как договориться о целях работы (заключение контракта). Построение доверительных отношений (терапевтического альянса). Типы клиентов и их особенности. Как правильно закончить терапию.
- Практикум. Заполнение рефлексивного отчета для определения плана психологической игры. Выявление эго-состояния клиента, его сценарных фраз и представлений о себе.
- Эго-состояния: что это, какими бывают, чем отличаются, какие функции выполняют.
- Как распознать эго-состояния, метод эгограммы. Знакомство с понятиями: эго-имидж, исполнительное и реальное Я. Возможность выбора в управлении эго-состояниями.
- Структурная модель эго-состояний первого и второго порядка. Ее отличия от функциональной модели. Как формируется личность ребенка, что на нее влияет.
- Подробный разбор модели второго порядка и ее элементов: Взрослого, Родителя, Ребенка.
- Контаминация («загрязнение») и исключение эго-состояний: что это, как проявляется.
- Как работать с «загрязнениями» и исключениями. Как психолог может влиять на систему ценностей клиента и оценивать результат работы.
- Практикум. Самоанализ эго-состояний и определение эго-состояний персонажа художественного фильма.
- Виды транзакций и правила общения.
- Психологические поглаживания и их типы. Методика «Профиль поглаживаний».
- Структурирование времени — что это. Подробный разбор трех способов структурирования: уход, ритуалы, времяпрепровождение. Исследование ритуалов, поддерживающих сценарий жизни.
- Подробный разбор еще трех способов структурирования: деятельность, психологические игры, интимность. Методы анализа психологических игр.
- Практикум. Заполнение профиля поглаживаний. Анализ персонажей мультфильма по поставленной задаче.
- Что такое психологические игры. Почему люди начинают играть в такие игры, какие выгоды получают участники. Степени и план игры.
- Подробный разбор преимуществ: биологических, экзистенциальных, психологических (внешних и внутренних), социальных (внешних и внутренних).
- Обзор известных игр по Берну. Описание и анализ игры «Алкоголик». Как классифицируют игры.
- Драматический треугольник Стивена Карпмана: обсуждение концепции и ее элементов. Какие роли люди играют в этом треугольнике и зачем они это делают.
- Драматический треугольник и треугольник победителя Эйси Чой: сравнение двух концепций и ролей в них.
- Практикум. Анализ треугольника Карпмана в семейной системе.
- Что такое сценарий жизни? Как он формируется в детстве и влияет на человека во взрослой жизни. Функции и цели сценария. Что такое сценарная расплата. Когда и как включается сценарий (как поведение связано со сценарием. «Резиновая лента»: что это в ТА.
- Сценарий Победителя, Непобедителя и Побежденного: особенности, как формируются. Общий механизм передачи сценария. Понятие «эпискрипт».
- Жизненные позиции: что это, как формируются и как связаны со сценарием. Разбор кейса из практики. Подробное изучение основных позиций: «Я ОК – ТЫ ОК», «Я не ОК – ТЫ ОК», «Я ОК – Ты не ОК», «Я не ОК – Ты не ОК». Анализ позиции по методике «ОК Коррал» (квадрат жизненных позиций).
- Особенности восприятия реальности в детском возрасте. Сценарные послания: что это, какими бывают. Изучение других сценарных понятий: решение, приказания и контрприказания.
- Контрсценарий: что это, как формируется, как его распознать. Разбор кейса из практики.
- Драйверное поведение и драйверы: что это такое. Описание основных драйверов: «Будь сильным!», «Будь совершенным!», «Старайся, пытайся!», «Радуй других!», «Спеши!».
- Как анализировать сценарий и сценарные процессы клиента. Изучение основных сценарных процессов: «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти»-1, «Почти»-2, «Открытый финал».
- Аутентичные и рэкетные чувства: что это, чем отличаются. Система рэкета и рэкетное поведение. Пример формирования рэкета.
- Практикум. Построение сценарной матрицы. Интерактивное занятие на проработку вопросов формирования сценария (работа в парах).
- Возникновение концепции личностных адаптаций. Отличие понятий «адаптация» и «акцентуация». Адаптации для выживания и одобрения. Пол Уэр и его концепция «Дверей терапии»: суть и возможности применения на практике.
- Как определить тип адаптации, инструмент «Оценочная матрица». Как связаны адаптации и сценарные процессы. Какие драйверы присущи разным адаптациям. Рэкетные чувства в адаптациях. Изучение структуры личности с адаптацией. Проблемы детства и адаптации.
- Шизоидная адаптация для выживания (творческий мечтатель): основные характеристики, как психологу работать с клиентом.
- Параноидная адаптация для выживания (блестящий скептик): основные характеристики, как психологу работать с этим типом клиентов.
- Антисоциальная адаптация для выживания (очаровательный манипулятор): основные характеристики, как психологу с этим работать.
- Истероидная (гистрионная) адаптация для одобрения (сверхреагирующий энтузиаст): основные характеристики, как психологу с этим работать.
- Обсессивно-компульсивная адаптация для одобрения (ответственный работоголик): основные характеристики, как психологу с этим работать.
- Пассивно-агрессивная адаптация для одобрения (игривый бунтарь): основные характеристики, как психологу с этим работать.
- Практикум. Взаимодействие и совместимость различных личностных адаптаций. Формулировка запроса клиента, выявление типа его адаптации и особенностей сценарного процесса. Анализ доминирующего драйвера клиента и его внутренних запретов.
- Понятие здорового симбиоза в транзактном анализе: что это такое, почему важно для психологического развития ребенка, как формируется с точки зрения возрастной психологии. Что необходимо для здорового симбиоза (предпосылки). Разбор кейсов из семейной психотерапии.
- Патологический симбиоз: что это, чем отличается от здорового симбиоза, как связан со сценарием жизни. Как формируются симбиотические отношения. Знакомство с примерами.
- Симбиоз второго порядка: что это (с примерами), как психолог работает с проблемой. Структура эго-состояния Ребенка: особенности и компоненты.
- Созависимость: что это за тип отношений, как связан с искажениями мировоззрения. Игнорирование и обесценивание как основа созависимых отношений. Как выявить искажения и обесценивание.
- Матрица игнорирования: что это, ее уровни (способы) и типы. Как составить диаграмму матрицы игнорирования, пример ее использования на практике.
- Как психолог работает с созависимыми отношениями. Разбор ситуации и ролей участников через «драматический треугольник», поиск выхода. Изучение реальных примеров.
- Практикум. Решение кейсов по темам модуля. Исследование и осознание динамики треугольника Карпмана в межличностных отношениях.
- Групповая терапия: что это, как работает, какую роль играет терапевт. Искусство заключения групповых контрактов.
- Типы групп и их особенности.
- Как психолог работает с группами, какие техники использует и на какие принципы опирается. Специфика и методы работы с семьей: от семейных игр и секретов до системной психотерапии и психодрамы.
- Что такое групповая динамика и групповые процессы.
- Мастерство деловой коммуникации. Как наладить продуктивное общение в организации. Управление конфликтами: участники, структура и пути развития конфликта.
- Как эффективно управлять конфликтами.
- Каким бывает стиль управления в организации, основные характеристики и различия стилей.
- Транзактный коучинг: что это, как проводить психологический тренинг и заключать контракт.
- Практикум. Задание для работы в парах: решение кейсовых задач по деятельности психолога в трудовом коллективе.
бесплатную консультацию


Что нужно знать о транзактном анализе
Психолог-психотерапевт, работающий в методе транзактного анализа, — это специалист, который помогает людям разобраться в своих жизненных сценариях, улучшить качество общения и построить более гармоничные отношения. Осознать свои эго-состояния (внутренний Ребенок, Взрослый и Родитель) и эго-состояния других людей, распознать неэффективные модели поведения.
На программе обучения:
- Вы глубоко погрузитесь в историю развития и философию транзактного анализа, начиная с идей Эрика Берна и заканчивая современными концепциями (теория Карпмана, школа перерешения Гулдингов, Репарентинг).
- Освоите базовые инструменты работы — структурный и функциональный анализ эго-состояний, анализ психологических игр, жизненных сценариев и типов личностных адаптаций.
- Подробно изучите процесс психотерапии: от заключения контрактов и построения терапевтического альянса до успешного завершения терапии.
Во время обучения вы научитесь работать как в индивидуальном формате, так и с группами. Получите навыки проведения семейного консультирования и транзактного коучинга. Сможете эффективно работать очно и онлайн.
- созависимые отношения
- конфликты на работе и в семье
- сложности в построении близких отношений
- повторяющиеся деструктивные сценарии в жизни
- обида и злость на родителей
- детские психотравмы
- страх проявляться в жизни и профессии
- непринятие себя
- апатия и «эмоциональная анестезия»
- И многими другими из сферы личностной, семейной, социальной и организационной психологии
Как вы будете учиться






- Применять психотерапевтические техники
- Проводить диагностику
- Проводить тренировочное консультирование
- Работать с кейсами из практики
- Разрабатывать программы для тренингов: подбирать техники, составлять описание целевой аудитории
- Проводить консультативные сессии


- базовое психологическое образование;
- паспорт или документ, удостоверяющий личность и гражданство;
- диплом о высшем психологическом образовании или профпереподготовке по направлению психологии от 500 часов, либо справка об обучении из вуза;
- СНИЛС.






от полной стоимости курса
- Текстовые лекции
- Тестирования
- Вводная встреча
- 17 практических заданий с обратной связью от эксперта
- 8 онлайн-консультаций с преподавателем
- 3 мастер-класса
- 2 воркшопа
- Групповая супервизия
- Закрытый чат с одногруппниками и кураторами
- Техподдержка
- Связь с преподавателями в чате и на онлайн-консультациях
- ЦРК: карьерные консультации, обучение маркетингу и пиару, полезные статьи и чек-листы
- Библиотека вебинаров: 10.000+ записей и онлайн-вебинары с сертификатами
- 6 месяцев
- 480 академических часов
Диплом о профпереподготовке
Частые вопросы
Вам доступен весь материал дисциплины сразу и вы изучаете его, как вам удобно. По расписанию проходят только консультации и вебинары, время их проведения вы можете увидеть в вашем личном кабинете.
Рекомендуем уделять обучению 2 часа в день за исключением выходных.
Дисциплины открываются на 14 дней, за этот период, в удобное для вас время, необходимо освоить материал, выполнить задание, чтобы открылась следующая дисциплина.
На изучение дисциплины отводится 14 дней, если вы не успеваете, обратитесь за помощью к куратору.
Как и личное консультирование, супервизия – это важная ступень подготовки психологов-консультантов в мировом опыте. Вы объединитесь в пару с другим слушателем и выберете супервизора из числа аккредитованных преподавателей, практикующих супервизоров. В назначенное время по скайпу вы по очереди проведете консультации друг для друга в присутствии преподавателя. В конце супервизор даст обратную связь, которую вы запишете в отчете. Стоимость супервизии зависит от выбранного специалиста и оплачивается дополнительно двумя Слушателями пополам.
В рамках наших учебных программ после приобретения курса на ваш баланс автоматически начисляются консультации и супервизии сроком на 30 дней. Их срок действия будет автоматически пролонгироваться каждый месяц до их использования на необходимой по учебному плану дисциплине.

