Вопросы — основной инструмент в работе психолога любого направления. С их помощью специалист помогает клиенту раскрыться и выясняет запрос. Рассмотрим примерный список вопросов, которые можно задать перед первой консультацией и во время нее.
Важно еще до консультации определить запрос клиента, чтобы понять, работаете ли вы в этой нише, с этой категорией клиентов и можете ли вообще помочь. Эти вопросы можно задать по телефону / в переписке до консультации или на первой бесплатной сессии, если вы проводите такие:
По ответам можно составить первое представление о клиенте и его проблеме.
Получите их на почту
О том, как общаться с клиентами в мессенджерах, рассказала Ольга Лесницкая, наш преподаватель-эксперт, магистр психологии и практикующий психолог.
Сейчас большинство клиентов не звонят, а пишут в мессенджеры. Мир меняется — это нормально. И нам, психологам, важно это учитывать и встраивать в свою практику. Через сообщения специалист также может узнать первичную информацию, договориться об условиях встречи и записать клиента на прием.
Можно попросить человека кратко написать о том, что привело его к вам. Если тема попадает под вашу специализацию, можно обозначить условия для первой встречи.
После этого важно дать человеку возможность задать вопросы. На организационные необходимо ответить. На вопросы, которые касаются сложностей клиента, можно ответить кратко или предложить обсудить это на консультации.
Бывает, что человеку нужно обдумать условия работы, и он не отвечает или пишет: «Мне нужно подумать». Бывает, что условия не подходят — это нормально.
Что делать, если человек не отвечает, психолог решает, опираясь на личную этику. В любом случае не стоит писать клиенту о своих намерениях и ожиданиях в формах: «Когда вы придете?», «Жду вас в среду». Иногда можно вежливо поинтересоваться и предложить свою помощь, например: «Здравствуйте, если вам не подходят мои условия, напишите о том, что бы вам подошло, и я попробую порекомендовать коллег».
Основная задача специалиста в записи через сообщения — сориентироваться в возможной теме сложностей клиента, дать информацию о своей работе. Важно удержаться в границах и не начать терапевтировать.
В конце можно спросить: «Как вы узнали о моих услугах?» Этот вопрос поможет понять, какой канал по продвижению услуг психолога лучше работает. В будущем можно исключать каналы с низкой эффективностью. Также это поможет лучше понять аудиторию: где «обитают» клиенты и как находят психолога.
Активное погружение в практику психологического консультирования
Разберем отдельно вводные вопросы для первой онлайн-консультации и очной сессии.
Вопросы для первой онлайн-консультации:
Важно убедиться, что с технической стороны ничто не помешает консультации. А вопрос о самочувствии — вводный, настраивающий на беседу.
Вопросы для очной встречи:
Можно спросить или сказать что-то нейтральное, например: «Сегодня такая хорошая погода, не правда ли?» Важно не бросаться с места в карьер, а плавно подойти к теме консультации.
Обращение к психологу — стрессовая ситуация для большинства клиентов. Вводные вопросы помогают ослабить тревогу и напряжение.
Уделите вводной части около 5 минут и переходите к прояснению запроса:
Задавайте любые вопросы, которые помогут вам лучше понять клиента, его состояние и проблему. Все вопросы можно разделить на 3 группы: как, зачем и что. Они помогают понять процессы, которые происходят в жизни клиента и внутри него, его потребности и желания, конкретные проявления.
Пример. Клиента беспокоит, что он часто кричит на окружающих. КАК это происходит: «Когда меня не понимают с первого раза, я перехожу на крик». ЗАЧЕМ клиент кричит: «Чтобы меня услышали и поняли». ЧТО чувствует клиент: «Бессилие и обиду, когда меня не замечают, не понимают».
Цель первой консультации — знакомство с клиентом, определение истинного запроса, с которым вы будете работать. Бывает, что в процессе запрос меняется. Например, клиент обратился с проблемой «не могу построить отношения», а на консультации выяснилось, что за этим стоит страх близости — это запрос, с которым нужно работать.
А также на первой консультации нужно определить возможности терапии конкретно для этого клиента. Поэтому в конце сессии важно подвести итоги:
Помните, что психологическое консультирование — это творческий процесс. Важно идти за клиентом, а не подгонять консультацию строго под алгоритм. Важно обращать внимание не только на ответы клиента, но и на его мимику, жесты, тон голоса, темп речи и другие невербальные признаки.
Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политикe